Публикуем перевод лекции У. Келли (1882г.) с сокращениями. Пояснения и ссылки на места Писания в квадратных скобках [*]
сделаны переводчиком.
«…со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе (точнее: в узах) мира», Еф. 4,2.3.
Необходимость усердия
Для каждого читателя-христианина достаточно очевидна та значимость, которую Бог придает сохранению единства Духа. «Старание» не передает реального значения слова, используемого Духом Божьим. Слово «старание» на обычном языке сегодняшнего дня означает, что люди предпринимают попытку достичь чего-то, даже если у них нет надежды осуществить это. Они чувствуют, что могут потерпеть неудачу, но в любом случае они стараются или «пытаются» сделать то или иное. Использованное здесь слово имеет другое значение: это скорее усердие во внимательности и осуществлении того, что уже является истиной, прилагая усердие, «чтобы сохранить единство Духа в союзе мира». Таким образом, целью наставления является не стремление достигнуть единства, а проявление серьезности в том, чтобы его поддерживать.
Ведь для веры единство Духа является существующим фактом; и сохранение его — в неменьшей степени наша теперешняя обязанность. Речь не идет о том, что мы должны создать наше единство или что Бог должен сделать это для нас на небесах постепенно. Именно здесь и сейчас Дух сформировал это единство, соблюдение которого, несомненно, является нашей обязанностью на земле. Несомненно, многому можно научиться из того факта, что оно на самом деле является «единством Духа». Это не просто единство с нашей стороны и не единство тела, хотя это один из результатов, но это — единство Святого Духа, который крестил в одно тело всех верующих, будь то евреи или язычники, рабы или свободные. Это выдвигает вперед Божественного деятеля, действенный источник и силу единства — Святого Духа; но это предполагает и включает в себя одно тело, которое само по себе является настолько конкретной и постоянной реальностью, что выражения, часто используемые в отношении него, оказываются неверными. О разделении тела мы слышим в человеческих рассуждениях или книгах, но никогда не слышим в слове Бога. Как кость Христа не должна была быть сокрушена (переломана), так и тело Христово, церковь, не может быть разделено. «Одно тело и один дух, как и одна надежда нашего призвания». Это жизненно важные, пребывающие и неизменные истины в этих новых отношениях. То, что есть только одно тело на земле, так же верно, как то, что один Дух ниспослан с небес; но именно единство Духа призваны хранить члены тела.
Это не единство семьи, как многие толкуют, где Господь ведет всех и каждого в общении с Отцом и Сыном, что, без сомнения, очень желательно, правильно и благословенно на своем месте, но представлено скорее в Иоан. 17,21.22, чем здесь. «Да будут все едино» в Евангелии от Иоанна относится к нашему возвышению по благодати над всем, что отделяет или разделяет нас, едиными в Отце и Сыне. Итак, Господь просил за нас Отца, чтобы нас характеризовало единство. Но в рассматриваемом нами отрывке Писания, как и вообще в посланиях Павла, по крайней мере там, где Павел говорит о «теле», это другая истина, связанная с теми же объектами, — это вовсе не изменчивое, зависящее от обстоятельств состояние души, а неизменный и благословенный факт, что Бог установил единство для своей собственной славы посредством присутствия своего Духа, который соединил нас с Христом, нашим вознесенным на небеса Главой.
Со времен Пятидесятницы на земле существует божественное единство; не просто совокупность людей, некогда призванных благодатью, но тех, кто теперь стали едиными посредством Духа Бога. Это божественное общество здесь, на земле, не сформировано волей людей, составляющих его, хотя можно предположить, что их сердца, если они здравы и разумны, полностью поддерживают благодать, которая так объединила их. Но церковь или собрание Бога образовано волей Бога; как оно было в Его намерении посредством Его благодати, так оно и осуществлено в реальности посредством Его силы, поскольку Святой Дух является исполнителем этого благословенного единства. Следовательно, Дух Божий по этой самой причине имеет глубокий и самый сокровенный интерес в осуществлении этого единства для славы Христа в соответствии с советами Отца. Это называется единством Духа; однако пусть никто не воображает, что он может разумно сохранять единство Духа и на мгновение забыть в принципе или на практике о едином теле Христа.
Слишком широкое единство — нетребовательность
Конечно, есть разные способы, которыми святые могут не сохранять это единство; но есть два общих, хотя и противоположных направления, в которых может проявиться небрежность, — эти два направления широко распространены. Первое — путем установления единства более широкого, чем единство Духа; второе — более узкого. Это может быть мирская нетребовательность, с одной стороны, или партийность, с другой; и опасность настолько велика, что только Дух Божий может сохранять нас тем, что мы будем взирать на Христа посредством Слова. Какими бы ни были возражения или оправдания, воля самого человека является, по сути, мотивом, действующим против воли Бога.
В первом случае люди склонны к расширению единства. Они настаивают на принятии множества (без достаточного основания для этого) — не только членов тела Христа, душ, признанных как Христовы. О, какое бесчестие для этого превосходного имени! Я говорю не о немощи, проявленной при принятии кого-либо, о ком предполагают, что он истинный христианин, но говорю об умышленном стремлении принять и рассматривать как принадлежащих к телу Христа людей, которые сами даже не исповедуют, что являются Его членами и, очевидно, никогда не перешли из смерти в жизнь. Римская церковь сделала это в своем средневековом господстве над западом; и восточные общины, греки, несториане и т. д., были не лучше, чем католическая церковь, до той великой трещины, которая привела их к разногласиям. Все они искали и приобретали этот мир посредством плотских постановлений, помимо веры и принятия Духа. Реформация, как бы много она ни сделала, ни в малейшей степени не исправила эту радикальную ошибку. Протестантизм отверг женщину, правившую народами (т.е. католическую церковь), а если возможно, всеми народами; но, будучи в неведении о единстве Духа, он установил в каждом государстве, где распространялось его влияние, свою собственную независимую религию, как бы установленную законом.
Таков хорошо известный принцип национальных общин, где бы они ни находились, будь то в Англии или в Шотландии, в Германии или в Голландии. Они исповедуют, что принимают всех добропорядочных людей в округах или приходах. Это открыто является религией для каждого, и цели не включать никого, кроме живых членов Христа, вообще не ставится. Если нет явных грехов, то достаточно быть рожденным в этой местности или иметь с ней связи. Не требуется ни рождение свыше, ни вера, ни тем более дар Святого Духа, как это было в начале (Деян. 11:16,17). Это скорее принцип, представленный Израилем, а не церковью, в которой нет ни иудеев, ни греков, но все едины во Христе Иисусе. Это вопрос семейственности и географических границ, и люди не являются израильтянами или язычниками, но признают христианскую религию, находясь в том, что обычно называется национальной церковью; однако неужели не ясно, что невозможно хранить единство Духа в национальной церкви? Кто-то может быть истинным христианином или чадом Божьим, но у члена национальной церкви нет ни мысли, ни возможности хранить в ней «единство Духа». Поэтому они говорят об англиканской церкви, а не о церкви Божьей в Англии; еще меньше они думают обо всем, что является Христовым на земле.
Дело в том, что, убегая из Вавилона [т.е. католицизма], они пришли к признанию единства, полностью отличного от единства Духа и даже противоположного ему. Они создали единство, которое, если его осуществить с полным успехом, охватило бы всю нацию, за исключением, возможно, тех, кто избегает всякого проявления религиозности. Я ведь не забываю, что Предписание защищает от ужасных или откровенных грехов. Однако, общеизвестно, что в каждом квартале и почти в каждой семье могут быть более или менее респектабельные, нравственные и любезные люди, которые знают, что они не рождены от Бога, и не претендовали бы на то, что являются членами Христа, если бы они не были введены в заблуждение, и не стали притязать на это место на ритуальной основе. Большинство из них избегают того, чтобы называться «святыми», и уверенно применяют это слово в качестве насмешки по отношению к детям Божьим, которые не стыдятся называть себя так, потому что они действительно являются святыми.
Таким образом, ясно, что те, кто отказывается от этого наименования, не являются святыми, если только вы можете в самом деле представить себе верующего, столь ослабевшего или невежественного, чтобы нанести оскорбление Божьему наименованию Его детей. И вы можете не сомневаться, что тот, кто думает и говорит так, не ходит, как приличествует святым. Итак, если человек не тот, кого Священное Писание называет святым, он определенно не христианин, разве что для Божьего суда его пустого исповедания. Разве не ясно, что христианин — святой, и даже более того? Во времена Ветхого Завета были святые; перед крестом Христа были святые; но действительно ли они были теми, кто называется христианами? Христианин — это святой с момента искупления, тот, кто отделен для Бога верой в евангелие, в силе Святого Духа на основании дела Христа. Кем бы он ни был по природе до этого, Бог оживил его вместе с Христом, простив все его грехи; и теперь, приближенный кровью Христа, он приближается к Богу как дитя. Также он является членом тела Христа.
Это — те люди, которые призваны в узах мира с усердием сохранять единство Духа, противостоя всему, что может фальсифицировать это единство. Дело не только в том, что Дух внутренне, а личное поведение внешне должны соответствовать этому, что, конечно, верно; но, если бы чувства и хождение христианина были бы всегда такими превосходными, для него было бы недопустимо упразднить или упустить из виду выражение этого единства. И все же разве всякий верующий, признающий какое-либо единство, которое не от Святого Духа, бесчестит истинное единство? Если он признает национальное общение в этой или любой другой стране, разве не ясно, что он оторван от того основания, на которое Писание помещает всех святых? Держась единства национальной церкви, как он может сохранять единство Духа? В других отношениях он может вести себя как истинное дитя Бога; в целом он может ходить достойно всякого уважения и любви; и, конечно, он должен быть предметом нежной заботы для всех, кто ревностно сохраняет единство Духа. Ибо, если они верны своему призванию, они должны молиться об избавлении всех детей Божьих, которые в этом не следуют воле и слову Господа Иисуса.
Несомненно, те, кто признает единство, которое принимает плоть на основе обрядов, открытое для всего мира, находятся на основании гораздо более широком, чем единство Духа, и они не могут ходить в соответствии с ним. Истинное единство исключает все остальные; так как вы не можете служить двум господам, вы не можете разделять двоякое общение. Единство Духа не допускает конкуренции.
Слишком узкое единство — сектанство
Но есть другая форма удаления от истины, которая может препятствовать детям Бога сохранять единство Духа. Посредством неправильного использования учения или дисциплины они могут создавать единство более узкое, чем тело Христа, не только отдельными действиями, но в самом принципе и в подходах. Имеет ли такое единство божественное основание? Не думаю. Они могут открыто составлять свои собственные формы управления, или могут без огласки иметь подразумеваемую, хотя незафиксированную систему правил, которая исключает святых, таких же благочестивых, как и они сами, которые не могут принять эти правила. В этом случае мы имеем секту. Их постановления не являются заповедями Господа, однако они становятся на практике такими же авторитетными, как и Его слово, или (как это обычно и происходит) еще более весомыми. Почему же люди претендуют на то, что не имеют никаких человеческих правил, если они вводят некоторые неслыханные условия общения для тех, кто относится к их кругу, — условия в чем-то строгие, в чем-то нетребовательные, согласно меняющейся политике и переменчивости их руководителей. Что-либо подобное принимает облик вовсе не национальной церкви, а сектанства, которое (вместо слишком широких и свободных [т.е. нетребовательных] границ), наоборот, старается разделить тех, кто должен быть вместе, делая свое общение выражением отличия от своих братьев, и ни в малейшей степени не сплачиваясь на основе того единства, которое от Бога. Это, по своей сути, является сектанством; и если они познали больше, то они более виновны, чем обычные сектанты.
Под этим названием мы находим детей Бога, часто разбросанных из-за гнета сомнительной и даже неправильной дисциплины (т.е. наказаний), или из-за учений, на которых чрезмерно настаивают, или даже ложных. Некоторые предпочитают общение, которое является исключительно арминианским, или определенно кальвинистским. Некоторые могут настаивать на особых мнениях, таких как пришествие и царство Христа; другие в отношении служения, пресвитеров, старейшин и т. д.; другие в отношении крещения, его способа или его объектов. Эти церковные законодатели, кажется, вовсе не знают, что их злоупотребление этими учениями или практиками является несовместимым с сохранением единства Духа в узах мира, сами они не правы, если не в своих мнениях, то по меньшей мере в пути, который они навязывают.
За этими общеизвестными и устоявшимися отклонениями от воли Бога в отношении Его детей лежат, как можно увидеть, способствующие этому причины, которые печалят Святого Духа и препятствуют истинному и духовному пониманию святых. Причины могут быть различными. Наиболее личные и, возможно, наиболее общие препятствия происходят из-за состояния души, посредством незнания полного освобождения евангелия. Грех в этом случае никогда не был полностью осужден перед Богом, и, следовательно, освобождение (Рим. 8,2) даже в принципе понято только частично, если вообще понято. Еще меньше здесь присутствует сила Духа в беспощадном применении смерти Христа к себе самому на практике. Возможно, даже прощение грехов, как совершенное прощение, было лишь слабо понято, что становится очевидным из идеи о необходимости повторного применения крови Христа или (как полагают другие) постоянно продолжающегося процесса очищения, которое они основывают на неправильном понимании использования настоящего времени в 1Иоан. 1,7, невежественно принижая его из его нравственного смысла к просто текущему времени. Другие имеют полностью поверхностный и даже ошибочный взгляд на мир, как будто он был освящен для христианина посредством креста Христа; хотя на самом деле этим крестом христианин распят для мира и мир распят для него.
Таким образом, плоть и мир в недостаточной степени судятся согласно слову Бога в свете воскресшего Христа, и сердце не находится в общении с Богом, которое затрагивало бы все внутри и снаружи. Несмотря на то, что может проявляться крайнее рвение в отношении спасения душ, насколько их опасность и прощающая Божья благодать поняты, а также истинная и горячая любовь к тому, чтобы Христос был почитаем в их благословении, природа все еще занимает большое место, и Слово и Дух Божий не полностью направляют сердце отделиться к Тому, кто умер, воскрес и находится в вышних. Как в таком состоянии можно ожидать, что души вынесут здравое или духовное суждение о церкви, поскольку вопрос сейчас усложнен ее гибельным состоянием? Они ценят науку, литературу, философию, которые возвышают плоть, а также объединения, которые позволяют иметь комфорт и почет в мире. Из-за недостатка понимания слова и слабого чувства общения с Отцом и Сыном они не могут судить о нынешнем злом веке. Следовательно, они рискуют стать жертвами предрассудков и предубеждений. Они не отводят Христу должное и высшее место на практике; они также не могут свободно подняться над братской расположенностью в более чистую атмосферу любви согласно Богу, чтобы бескорыстно заботиться о церкви, как о теле Христа. Они не готовы полностью порвать с пустыми вещами, которые традиция порождала столько же в христианском мире, сколько в древности в иудаизме. Они избегают тяжелых последствий, которые непоколебимое и полное послушание истине должно повлечь за собой для каждого, кто подчиняется Господу. Око не чисто, и поэтому тело не наполнено светом; путь кажется неопределенным, слово кажется трудным, и кажется, что в вере, которая во что бы то ни стало следует за Господом, заключается опасность.
Разумение истин не должно быть условием принятия
Должны ли мы в таком случае прибегнуть к осторожности и потребовать определенной степени разумения перед принятием? Это самое главное зло, которого нужно всегда старательно избегать и рассматривать как принципиальную ошибку, более того, как грех против Христа и церкви. Самый прямой путь сделать наиболее сектантскую из всех сект — это требовать от душ, стремящихся быть принятыми, правильного суждения относительно истины, которую меньше всего знают святые, — истины о тайне Христа или истины о едином теле. Эти истины стало понять еще труднее (как это можно видеть на практике) из-за разделений, появившихся вследствие теперешнего падшего состояния христианского мира.
Такое требование никогда не было известно, даже когда возникла церковь и присутствие Святого Духа было совершенно новым явлением. Святых принимали на основании исповедания имени Христа, при этом Бог дал всем одинаковый дар, свою печать и пропуск. С самого начала разумение было у тех, кто осознавал ценность этого Имени и дара Духа, что касалось их самих. Если бы они заявили, что условием общения является разумение того, что есть церковь, это действительно доказало бы их недостаток разумения и противодействовало бы тому, за что умер Христос — собиранию вместе, в одно целое, рассеянных детей Бога.
Изменил ли нынешний крах церкви этот основной принцип? Твердое основание Бога стоит, но с такой печатью: Господь знает своих; и: да удалится от неправедности всякий, называющий имя Господа [2Тим. 2,19]. То, что носит Его имя, похоже на большой дом с сосудами к чести и сосудами к бесчестию, от этих последних человек должен очистить себя, если он сам хочет быть сосудом к чести, освященным, благопотребным Владыке, приготовленным для всякого доброго дела [ср. 2Тим. 2,20.21]. Если всеобщее состояние является злым, личная верность Христу является обязательной: единство не должно ни подавлять ее, ни обязывать христианина соединять имя Господа с неправедностью. Необходимо также соблюдать личную чистоту, причем не в изоляции, а с теми, кто призывает Господа от чистого сердца [2Тим. 2,22]. Ни слова о необходимости церковного или доктринального разумения, но «с призывающими» и т. д., то есть с истинными святыми в день небрежного и пустого исповедания.
В последний день, «последний час» Иоанна, мы видим, как сильно Дух Божий настаивает на первоначальных принципах. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» [1Иоан. 5,1-4]. Когда появилось множество антихристов [1Иоан. 2,18] Христос пребывает пробным камнем. Дух непоколебимо держится за Его личность. Прибавлять что-либо — значит отнять от Него, бесчестить Его имя.
Но я пойду дальше. Возьмите надежду на возвращение Господа Иисуса. Вы знаете, насколько важно для христиан искренне и от сердца ожидать Христа с небес; но будете ли вы требовать, чтобы те, кто ищет общения во имя Господа, поняли и исповедовали эту надежду, прежде чем вы примете их в Господе? Разве это не была бы секта? Пусть даже ваше утверждение христианской надежды совершенно верно и человек, стремящийся к общению, очень невежественен в этом вопросе, но кто разрешает вам или другим стоять у двери и запрещать ему войти? Возможно, прислушавшись к какой-то неправильной мысли, он вообразит, что христианин, подобно иудею или язычнику в Откр. 7, должен пройти через великую скорбь. Допустим, он мало понимает место христианина из-за того, что не видит своего единения с Христом на небесах, что сейчас известно благодаря Святому Духу. Поэтому он в замешательстве и не знает, что Господь придет и заберет своих прежде, чем наступит время того ужасного возмездия, которое грядет на мир. Он может даже разделять мысли людей столь же неразумных, как и любой в Фессалониках, и впасть в заблуждение, что необходимы старания, чтобы избежать великой скорби. Таковые, слишком много занимаясь пророчествами, потеряли или никогда не знали истинной надежды на пришествие Христа; и всякий раз, когда мы поглощены чем-либо, будь то пророчество, церковь или евангелие, а не Христос, только благодать может помешать нам заблудиться в еще большей степени.
Разве в таком случае следует пренебрегать знанием истины или ростом духовного разумения? Никоим образом! но ложно и напрасно требовать от святых, ищущих общения согласно Богу, что-либо из названного в качестве предварительного условия. Помогайте им, наставляйте их, будьте их проводниками и в том, и в другом. Это истинное служение, хотя и трудное. Поступающий иначе впал в сектанство и заблуждение.
Христос — единственный Центр (и противоположные утверждения)
Если есть те, кто защищает столь серьезный отход от Писания и особенно от характерной истины о Божьем собрании, пусть они обоснуют свое новое измышление, в противовес Господу, чтобы другие также имели страх. Христос всегда является единственной проверкой, единственным центром, к которому собирает Святой Дух. То, что Господь провозгласил незадолго до основания церкви, остается еще более очевидной истиной сейчас, когда Он бесчестится в доме Его новых друзей не меньше, чем в доме Его старых друзей [ср. Зах. 13,6]. «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, рассеивает [букв. кто собирает не со Мной, рассеивает]» (Матф. 12: 30). Совершенно необходимо быть со Христом для собственной души, чтобы угождать Богу и не бесчестить Его Сына; но теперь есть привилегия и обязанность собирания, так же как личной преданности; и тот, кто не собирает с Ним, только рассеивает, хотя видимость может говорить об обратном. Именно Христос, некогда отвергнутый и мертвый, ныне воскресший и прославленный, является притягивающим центром; и поэтому знак Его смерти в преломлении хлеба в равной степени является знаком единого тела, которое они, по сути, отрицают и осуждают, ограничивая его своими немногими, отвергая «многих», то есть всех, кого ждет и радушно принимает Христос. Он не просил их этого делать; Он также не санкционирует такие действия в своем слове. И если это не уполномочено Им, то что это, как не партийное и своевольное ограничение, которое отвергает не только мерзкое, но и драгоценное [ср. Иер. 15,19]?
Таким образом, это направлено на то, чтобы заставить и лишить уверенности, ибо отсутствует стремление убедить на основании Писания, и в результате имеет место слепое подчинение и унылое согласие, часто неохотное, видимость общения, которое уже не живое, а мертвое. Ибо Дух, который мы получили, несомненно, является духом не боязни, а силы, и любви, и здравого ума [1Тим. 1.7]; и никоим образом Он не одобряет то, что является таким формальным по своему характеру, под человеческим давлением или влиянием. Последствия ужасны: преимущество для тех, кто более ловок и необуздан духом, кто теперь, более чем когда-либо, будет «держать бразды правления»; отстранение тех, кто не стремится к руководству, кроме как в страхе Господнем и посредством Его слова, от справедливого и благодатью данного им места; разрушение моральных принципов у тех (а их очень много), кто старается молчать о своем неодобрении этого движения в целом и в деталях, либо из-за привязанности к лидерам, либо из-за приверженности к большой численности, что они наивно называют единством. Протестуйте (говорят некоторые), но оставайтесь внутри; то есть протест только на словах! Мы должны рассматривать это как болезненный компромисс христиан из евангельских церквей, любящих свое место; разве мы не видим, что это стоит, где не должно? Это является чем угодно, только не истиной и не праведностью; и это единство?!
Некоторые из нас помнят то испытание, которое было более тридцати лет назад1. Но тогда вопрос заключался в том, можем ли мы согласиться сделать истинного или ложного Христа открытым вопросом. Мы с ужасом отвергли это, когда большая группа святых присоединилась к своим лидерам (даже если они проигнорировали приговор собрания, в котором произошло зло), которые впустили известных сторонников доказанного антихристианского учителя и формально отрицали их ответственность лично осудить это серьезным образом.
Есть определенное особое требование Господа. Нам от Бога велено отвергать всех, кто не несет учения Христа (2 Иоан.). Это выходит далеко за рамки того, как поступать с теми, кто действует независимо или создает секту. Однако никакая церковная ошибка, реальная или даже серьёзная, не могла оправдать такую строгость.
Этого требует основная истина Христа. Мы обязаны этим Тому, Кто есть наш Господь, Который умер за нас, чью славу слово охраняет, как ни что иное. Мы никогда не были бы уполномочены поступить так, как мы поступали в 1848–1849 годах, если бы имя Христа не хулилось.
Человеческие препятствия на пути к единству Духа
Теперь я перехожу к главному моменту, на котором хотел бы настаивать. Единство Духа охватывает не только разумных, но и самых простых из детей Божьих; оно рассматривает тело Христа и всех его членов в частности. Ибо те, кто верует в евангелие спасения, имеют Святого Духа, живущего в них, и являются членами Христа. Поэтому они ответственны в своем хождении, так как мы должны признавать Его в тех отношениях, которые благодать дала всем. Как члены тела Христа они обязаны усердно хранить единство Духа. Существуют национальные общины и несогласные с ними общества, внутри которых есть много, если не большинство, детей Божьих; и эти системы, претендуя на то, что являются церквями, вызывают у верующего большое недоумение. Зло партийности, проявившееся в ранние дни, не только повторяется, но и действует сейчас со все большим размахом. Тем не менее благодать укрепит тех, кто стремится исполнять волю Христа в соответствии со своими истинными отношениями. Именно человек, причем человек, которого подталкивает враг, делает камни преткновения и трудности большими, даже внешне непреодолимыми, так что дети Божьи могут быть искушены отказаться от истинного единства. Каждый верный слуга Господа должен стремиться если не устранить эти препятствия, то по крайней мере помочь детям Божьим в их преодолении. В день растущей неразберихи постоянные усилия врага направлены на то, чтобы обмануть, сбить с толку и сделать так, чтобы казалось безнадежным сохранять единство Духа.
Нам нужно обдумать, прилагаем ли мы усердие, чтобы сохранить это единство в мире [т.е. мирно]. Несомненно, существуют внутренняя расположенность или необходимые условия, чтобы сделать это правильно. Я не ставлю под сомнение важность понимания на своем месте и в свое время; но об этом здесь мы не видим ни слова намека со стороны апостола. Что он сказал? «Со всем смирением и кротостью, с долготерпением, терпя друг друга в любви». Такие качества, как провозглашает апостол, приличествуют тем, кто желает сохранять единство Духа.
И разве не хорошо для нас поставить своей душе конкретный вопрос, мы доверяем слову апостола или человеческим теориям? О, если бы мы могли культивировать такие пути благодати в себе и побуждать к ним других, чтобы ходить достойно нашего призвания. Можем ли мы сомневаться в том, что только в этом состоянии мы сможем должным образом сохранить это единство: не в поспешности или резкости, не в нетерпении к другим или в самоуверенности, но со всем смирением и кротостью с долготерпением, терпя друг друга в любви? Тогда все это было необходимо — разве теперь это менее необходимо в наших больших трудностях?
Ибо тогда не было затруднений, связанных с открытыми соперниками, не было конкурентов, притязающих, что являются собранием Бога на земле. Главное препятствие было изнутри. Теперь есть те и другие препятствия. Связан ли я с какой-либо ассоциацией, игнорирующей одно тело и один Дух? Соединен ли я с чем-либо, что систематично противостоит этому единству? Вопрос не просто в том, что вкрадываются нечестивые люди, потому что пагубным является не тот факт, что зло может войти, но то, что оно известно и допускается. Какие злые дела не входили в собрание даже в апостольские дни? Но Бог признает единство как единство Духа до тех пор, пока существует чистосердечное намерение, в зависимости от Господа и согласно Его Слову, храниться [или очищаться] от зла. Не вхождение, не количество или даже характер зла разрушает собрание, но продолжающееся принятие его под Господним именем, даже когда оно становится известно.
Но Бог не санкционирует в своем собрании допущение какого-либо реального зла; и зло, независимо от его формы или меры, должно рассматриваться как несовместимое с присутствием Бога, обитающего там. Собрание — это столп и основание истины: как же тогда можно безразлично относиться к чему-то лживому в доме Бога живого? Христос есть истина; и, беспрекословно, велика тайна благочестия. Отсюда нетерпимость церкви к тому, что подрывает авторитет Христа. Должно быть удаление всякой закваски, где соблюдается празднование Христа — пасхального Агнца. Малая закваска заквашивает все тесто; и ничто не может быть терпимым, будь это моральным, как в 1 Кор. 5, или доктринальным, как в Гал. 5. Если кто-то, называемый братом, характеризуется развращением или насилием, или путями, полностью противоположными истине, и характеру Христа, и самой природе Бога, он должен быть исключен из Его собрания.
Терпимость и верность
Что же тогда делать, если мы обнаруживаем в действии взгляды, суждения и принципы, которые посягают на единство Духа и сужают его, а тем самым действительно противодействуют ему? Что, если будут применены небиблейские критерии, чтобы преднамеренно отгородить души, по крайней мере такие же благочестивые, как они сами? Что, если совесть перед Богом [ср., например, Рим. 14,5.6.22] не будет признаваться, если больше не будет места для свободы в Духе и ответственности перед Господом Иисусом? Если это будет просто мнение одного или нескольких людей, которое не навязывается другим, в этом нет достаточных оснований для сопротивления. Было бы грустно видеть святых, занятых своими маленькими теориями в присутствии Христа и Слова, которое живет и пребывает вовек. Обычно нам будет достаточно выразить сожаление и несогласие в отношении того, что мы считаем неподобающим для христиан; ибо мы призваны к миру и терпимости, так же как к верности. Если вы находите в других то, чего не можете одобрить, разве мало Писание призывает вас к терпению, в то время как вы взираете на Господа?
Хотя дети Божьи и призваны быть выражением Христа, обычно требуется проявление долготерпения и благодати к другим, поскольку, вне всякого сомнения, вы сами в значительной степени нуждаетесь в терпении своих братьев. Те, кто составляют церковь Бога, не должны отказаться от характера семьи с ее отцами, юношами и младенцами, чтобы подражать армии во время военного положения. Полковой порядок максимально далек от того, что написанное слово предписывает церкви Божьей, где вместо регламентированного стандарта, господствует крайнее разнообразие: высокое и низкое, сильное и слабое или даже неблагообразное (неприличное). 1Кор. 12.
Писание устанавливает правило, по которому внешние, если они входят, должны быть испытаны; и поскольку существует множество видов зла, которые могут искать себе места, к каждому случаю применяются определенные отрывки из Писаний, от частного упрека до общественного порицания или, в крайнем случае, отвержения. Следует избегать тех, кто производит разделения и преткновения; сектант (раскольник), после первого и второго увещевания, должен быть отвергнут; от беспорядочного (бесчинного), нужно отвернуться; те, кто грешат, должны быть обличены перед всеми; злой (нечестивый), должен быть отлучен. Сдержанность и упрек имеют свое применение не меньше, чем крайний вид наказания в виде отлучения.
Нельзя отрицать и справедливую практику провозглашения внешними тех, кто ушел, сознательно отвергнув все увещевания, либо тех, кто дерзко презирает и отвергает признанное собрание, устраивая другое собирание, и таким образом относится к предостережениям просто, как к форме.
Несомненно, все, что делается, должно соответствовать ясному, конкретному учению слова Божьего. Господь должен повелевать — церковь должна только повиноваться. Я считаю само собой разумеющимся, что обращаюсь к христианам, которые верят как в достаточность написанного Слова, так и в высший авторитет Того, кто написал его для нашего руководства посредством Духа Божьего. Развитие [улучшение] происходит по воле человека и по неверию. Бог не оставил ничего, что можно было бы добавить. Церковь находится в подчинении повелениям Господа. Если церковь принимает кого-либо, то это потому, что Господь уже принял его; а если церковь отлучает, это является просто исполнением воли Господа. Церковь не имеет независимой власти издавать постановления, но призвана верить, провозглашать и исполнять Его слово. Следовательно, во всем церковь должна помнить, что она подчиняется, а Он — Господь. Он должен приказывать, она подчиняться — это ее единственное место, привилегия и обязанность. В тот момент, когда церковь устанавливает сверхбиблейский критерий, она занимает место Господа, и происходит практический захват полномочий, более того, по сути — это отрицание Его власти. Результатом является формирование секты в отступлении от единства Духа.
Апостолы, хотя и были первыми в церкви, были образцами христианского смирения. Как же тогда каждый истинный слуга Христа должен культивировать смирение в эти дни! Если человек считает себя пророком или духовным, пусть он признает, что написанное — это заповеди Господа. Пусть само его подчинение слову Господа доказывает реальность его миссии от Него. Это последний момент для наших душ сейчас; ибо постоянно возникают опасности и затруднения, которые затрагивают святых, где бы они ни находились, и не в последнюю очередь тех, кто собирается во имя Христа.
Пусть никто не думает, что это унижает тех достойных восхищения людей, которых Господь использовал в былые дни. Имейте непритворное уважения к таким, как Лютер, Кальвин, Фарел и Цвингли, хотя и вполне допуская немощи каждого из них. Это ребячество придираться к Тиндейлу и Кранмеру, идолизируя Меланктона или Джона Нокса. Все они имели такие же чувства, как и мы, и, если кто-либо расположен к изучению их жизни и труда, есть достаточно поводов для критики; и так обстоит дело с людьми Божьими в наши дни. Но ведь это от Христа — бодрствовать в отношении того, что не может быть от Христа? Чужие проступки легко увидеть; необходимо иметь силу Духа, чтобы ходить сегодня не в их традициях, но в подобной вере. Трудно вспомнить время, когда среди тех, о ком можно было бы предположить, что они долго упражнялись в вере, она опускалась до такого низкого уровня, как сейчас. Привычным является встретить святых, которые воздыхают о каком-то курсе, считая его совершенно неправильным, и все же упорно продолжают его ради компании и т. д. Как часто им нужно повторить древнее изречение: «Перестаньте творить зло; научитесь делать добро». Они верят этому без сомнения: почему бы, приложив все усилия, не прибавить к своей вере добродетели? Неужели они потеряли всякое мужество во Христе и для Христа? Компромисс, которого вы вряд ли ожидаете от новорожденных младенцев Божьих, характеризует теперь людей, которые давно познали Господа и даже немало страдали какое-то время за истину.
Наша неотложная обязанность — сохранять единство духа
Возлюбленные друзья, самым важным является то, что мы должны испытать свои пути, не обманываем ли мы себя, действительно ли мы в деле и в истине сохраняем единство Духа. Не противопоставляйте эту обязанность печальному факту, что церковь в разрухе. Вопрос в том, всегда ли мы должны быть послушными? Дело не в том, сколько или как мало членов Христа могут действовать вместе согласно слову Господа. Признаем ли мы, мы сами, обязанность хранить такую верность? Единство Духа — это постоянная ответственность для детей Божьих, чтобы они хранили его с усердием, пока они находятся на земле. Он пребывает с нами вовек. Поэтому соблюдение единства — всегда первостепенная обязанность.
Возьмем практический пример. В этом помещении собралась компания членов Тела Христова, которые не допускают ни широких путей национализма, ни узких улочек сектантства. Больше всего они желают ходить вместе, чтобы угодить Господу Христу. В чем же тогда должна быть их позиция? Какое церковное положение им следует занять, если они будут действовать с духовным разумом и верностью? Если кто-то в этом городе уже собирается к Его имени на основании одного тела, их нельзя игнорировать. Не принимать во внимание такое собрание было бы независимостью, а не единством Духа. Член тела Христа, ищущий общения, должен узнать, есть ли святые собирающиеся к Его имени, и где они собираются. Мы предположим, что он обнаруживает, что в этом помещении проходят собрания, и высказывает свое желание быть с ними на том же благословенном основании Христа. Если они проверяют, верующий ли он, то делают это не из-за отсутствия любви к нему, а из-за заботы о славе Христа. Они не принимают его на одном лишь основании, что он говорит, что является членом тела Христова. Они требуют адекватных свидетельств там, где у них нет личного знания. Никого нельзя признавать по его собственному голому слову; даже апостол Павел не был признан сразу. Бог позаботился о том, чтобы дать необыкновенное свидетельство через некоего ученика по имени Анания, набожного человека согласно закону, имевшего доброе свидетельство всех иудеев, живших в Дамаске, как в впоследствии в Иерусалиме дал свидетельство Варнава. Слово так ясно, а в противном случае опасность так велика, что ни один святой, который должным образом размышляет с сердцем и совестью, верными Богу, не пожелал бы быть признанным только на основании своего собственного слова. Души могут обмануть себя, даже если они честны; но, если вы или я должны быть так проверены, то где этому границы?
Далее, к ним приходит христианин, который желает вспоминать Господа вместе с ними. Возможно, он принадлежит, как говорится, к национальной церкви или к несогласному с ними обществу. Но он известен как дитя Божье, ходящее по мере уже имеющегося света. Что делать? Если отказать этому члену Христа без веского основания — известного греха, то это посрамит не только его, но и Господа. Это будет отрицать наше наименование истинного центра собирания. Принадлежность к Христу, подтвержденная благочестивой жизнью, является достаточным и единственно правильным основанием, на котором христианин должен просить о приеме. Если бы кто-то понял все тайны и все знания, — если бы у него была вся вера, чтобы переставлять горы, он все равно должен был бы ссылаться только на Его имя.
Библейские основания непринятия
Значит, нет исключений? Могут ли быть веские причины отказать в принятии даже признанному члену тела Христа? Конечно, есть, как показывает Писание. Нельзя терпеть закваску злобы и нечестия (1 Кор. 5); закваска лжеучения в отношении основ (Гал. 5) еще хуже; и это слово звучит так: «Очистите [удалите] старую закваску, чтобы быть вам новым тестом». Вот неоспоримые преграды, воздвигнутые в слове Божьем, причем ради Господа Иисуса. Если какой-либо человек, называемый братом, нечист в делах или в слове, в поступках или в явленном духе, нам повелено даже не есть с ним. И является намного более тяжким грехом, когда кто-то не приносит учение Христа или даже отрицает вечное наказание для потерянных. Бог, несомненно, никогда не допустит, чтобы исповедание Христа было пропуском для того, кто бесчестит Христа. В этом, причём именно в этом в наибольшей степени ревнует Святой Дух, если слово Божье должно быть нашим правилом.
Вся истина, несомненно, важна в своем месте и в свое время; но ставить тело на один уровень с Главой — это хуже невежества. Церковная ошибка, даже если она реальная и серьезная, никогда не приближается к отрицанию учения Христа. Взвесьте, как апостол любви, старец, торжественно предостерегает нас быть настороже в таком случае. Мы не можем принимать даже частным образом, а тем более публично, тех, кто не несет учения Христа. Мы недвусмысленно обязаны не только отвергать лжеучение в целом, но, в особенности, отвергать то, что является ложью против Христа, более того, должны относиться к тем, кто принимает таковых, как к соучастникам тех же злых дел. Но мы не имеем права приравнивать церковь к Христу, как католики, или ставить церковные ошибки наравне со злом против личности Христа. Это не вера, а фанатизм: что мы можем думать о тех, кто выдумал, или о тех, кто распространяет этот вздор в качестве истины?
Тем не менее, сохраняя единство Духа, мы должны принять на себя библейскую ответственность очищения от закваски. И, как мы видели, Дух Божий пишет непосредственно избранной женщине и ее детям, потому что в таком вопросе, как Христос, долг является незамедлительным и безоговорочным. Много лет назад, когда мы имели дело с таким человеком, это Послание сослужило нам хорошую службу. Ибо на ее оправдания, что она всего лишь сестра, и что это не ее ответственность делать то или иное, ей сразу напомнили, что не собранию, ни даже Тимофею или Титу, а женщине и ее детям, написал Святой Дух, настаивая на ее личной ответственности, от которой нельзя уклониться. Мы можем быть уверены, что Дух Божий не вдохновил бы письмо к женщине и ее детям без крайней необходимости, и для того, чтобы ответить на такое оправдание с целью уклониться от того, что причитается Христу в любое время.
Все знают, что женщины склонны делать ошибки, что касается их привязанностей, будучи по природе более склонны действовать на основании чувств, чем со спокойным суждением. Слово Божье признает это в сдерживании их в обычных ситуациях (1 Тим. 2), а также в специальном предупреждении во 2 Иоанна. Истина не всегда может быть приятной, но всегда полезной и благой; и именно истина должна воздействовать на души, и ее мы должны принимать. Мы обязаны смотреть на нее, чтобы церковь Божья не служила прикрытием для какого-либо известного зла, и, прежде всего, не допускать сознательно то, что омрачает славу Христа.
Давайте будем различать вещи, имеющие отличия. Английская государственная церковь, несмотря на многие серьезные недостатки, имела святую цель при своем возникновении, отвернувшись от ужасного и постоянно разрастающегося жульничества. Несмотря на то, что ей сильно мешали, особенно король, в ее работе по очищению от многих закоренелых суеверий, она честно выступила против того, что было известно как зло. Но впоследствии она деградировала, пока ее ритуальные обряды, сделанные критерием принятия, не вытеснили многих благочестивых нонконформистов, чье происхождение (источник), таким образом, было нравственно почтенным и благочестивым. Ибо в те дни было непросто сохранить чистую совесть и противостоять тем, кто втягивал их в формализм. Нам не нужно говорить о движении Уэсли и Уайтфилда, которое в основном было миссионерским, а не церковным. Мы знаем, как позже сильно Бог пробудил своих детей пятьдесят лет назад к ощущению отхода от изначального основания сохранения единства Духа. В такие дни было непросто признать, что на земле существует такая реальность, как присутствие Святого Духа и, следовательно, тела Христа. Следовательно, если мы являемся членами этого тела, то наша неотъемлемая обязанность — сохранять это единство в его истинном характере, при этом подчиняясь условиям, которые Господь поставил в своем Слове, и ничему другому. Дух создал это единство, единство, которое охватывает всех членов тела Христа, за исключением тех, кого мы должны отвергнуть согласно дисциплине, представленной в Слове.
Всем может быть интересно узнать, что самое веское свидетельство, которое когда-либо давалось по этому важному вопросу, было написано в 1828 году («Соображения о природе и единстве Церкви Христа»). Задача была показать, насколько невозможно для святых, почитающих Господа, продолжать идти с этим миром заодно, вместо того чтобы ходить (будь их всего двое или трое) в том единстве, которое от Бога. Также в ней показано, что в деноминациях связи заключаются не в их единстве, а в факте их различий и, следовательно, вовсе не в общении Божьей церкви, когда вера рассматривает всех Божьих детей (как каждое истинное собрание делает и должно делать). Те, кто называет это нетребовательностью, не знают божественного основания и невольно соскользнули в секту.
Благодать и свобода
Дело в том, что мы склонны забывать о наших собственных начинаниях и о милостивых действиях Господа с нами, когда мы сами впервые преломили хлеб, зная, возможно, так же мало, как любой другой. Как много братьев, которые сейчас являются одними из самых твердых и разумных в общении, некогда смутно видели не только церковь, но даже евангелие спасения, и открыли истину в целом, когда они нашли в имени Господа непосредственный пропуск к Его вечере! Они вовсе не имели ясности в отношении своего будущего курса, хотя были привлечены благодатью, принявшей их как братьев, и обладая простой верой, покоряющейся слову Господа в способе и мере, превосходящем их предыдущий опыт. Как неразумно и неприлично для таких сейчас требовать от братьев, желающих быть принятыми, знания о церкви, намного превосходящих их собственные стандарты в их начале; на самом деле их можно получить только в собрании и на пути послушания, где Дух вводит во всякую истину! Для тех, кто таким образом вырос и руководит, католицизм или деноминационализм судятся словом и воспринимаются как совершенно неудовлетворительные и неприятные, поскольку явно исходят от человека, а не от Бога. Что дает эти новые и твердые убеждения? Ни влияния, ни предрассудки, ни аргументы, ни фантазия, но истина, оцененная силой Духа Божьего.
Итак, можем ли мы поступать бесцеремонно с Божественной истиной?! Нет, но это вопрос пути Господа с теми, кто Его и еще не научился: быть в свободе или в рабстве? Несомненно, каждый христианин должен сохранять единство Духа, как собранный к имени Господа и ни к какому другому. Святой не может законно иметь два общения за трапезой. Разве общение тела Христа в принципе не является исключительным? Всей душой следуй за Господом Иисусом, признавай одно тело и один Дух, принимай каждого Его благочестивого члена в Его имени. В этом нет ни нетребовательности, ни сектантства. Как ясно слово Божье, так и присутствие Духа пребывает. Как Он пребывает, так и Его единство; и те, кто получили Святого Духа, обязаны ходить в этом единстве, и ни в каком другом. Они вместе прибавлены Господом [ср. Деян. 2,4], члены собрания, которое Бог сформировал для себя в этом мире; и я не признаю чье-либо право выставлять то ли конкурента, то ли подмену. Если у вас есть Его Дух, вы уже принадлежите к этому единому телу и призваны осуществлять его, исключая все другие.
Таким образом, мы имеем дело не с добровольным обществом. Речь не идет о создании чего-то лучшего, чем национализм или те, кто ему противостоит, или о союзе, который действительно осуждает, хотя якобы поддерживает существующие институты ортодоксального протестантизма. Однако истина в том, что до всех этих попыток Бог сам сформировал свою Церковь на земле; и те, которые имеют Его Дух, тем самым становятся членами, ответственными действовать соответствующим образом. В Его церкви злое учение или практику нельзя терпеть, если мы подчиняемся Писанию. Каждый христианин обязан отвергать ложь и нечестивость, как в корпоративном, так и в индивидуальном плане. Крах церкви не ввергает нас в то, чтобы быть одиночками. Если мы следуем праведности, вере, любви и миру, это может и должно быть с теми, кто призывает Господа от чистого сердца. Стремиться к изоляции — это грех, так как является отрицанием общения. Церковь Божья означает собрание тех, кто Его. Но если даже нас так много, мы — один хлеб, одно тело. Поскольку Вечеря Господня является внешним выражением этого единства, недостойно для верующих жаловаться на то, что очень много сделано Его вечерей и трапез; потому что именно Бог называет их своими, а не мы, которые только держатся Его слова и доверяют Его воле. Несомненно, нам нужно в этом вопросе держать Христа перед нашими глазами; в противном случае мы рискуем сформировать Его вечерю по своей воле или капризу. Если по благодати Божьей перед нами будет Господь Иисус, наши сердца потянутся ко всем, кто принадлежит Ему, имея благочестивое хождение.
В течение долгого времени сатана пытался фальсифицировать свидетельство Христа среди тех, кто исповедовал, что собираются к Его имени. Одна из его уловок заключалась в том, чтобы под видом света и праведности подорвать благодать и истину в щедром признании членов тела Христа. Совершенно неверно понимая позицию против нейтралитета, они не принимали бы христиан за трапезу Господа, которые не осудили бы свое старое положение посредством большего или меньшего разумения одного тела и одного Духа; то есть, фактически, без обещания никогда больше не ходить в их так называемую церковь или часовню. На мой взгляд, это не просто неверие, а плохой и низменный принцип. Это закулисный способ создать секту тех, кто знает церковь, но на самом деле доказывает, насколько мало они сами ценят единое тело: иначе они не могли бы позволить знанию преобладать над отношениями со Христом, как они это делают. Никогда церковь не является правильно или истинно наученной, кроме как внутри, согласно Слову, где вы должны оставить место для роста в истине посредством веры и Божьей благодати.
- Об этом болезненном испытании, через которое прошли братья, можно прочитать, например, в книге А. Миллера “Братья (обычно так называемые)” — Прим. пер.↩