Луки 16:1. «Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его». В широком смысле человек является управляющим Бога; подобно и Израиль был Божьим управляющим, поставленным над Его виноградником, которому были доверены закон, обетования, заветы, поклонение и другие средства. Но оказалось, что Израиль расточил все вверенное Им. В качестве управляющего человек оказался неверным. Что делать теперь? Бог приходит и в Своей суверенной благодати обращает все, чем человек злоупотреблял на земле, в небесный плод. Все, чем человек владеет на земле, не должно использоваться им для наслаждения в этом мире, который сам по себе отделен от Бога, но человек должен использовать это, принимая во внимание будущее. Мы не должны стремиться обладать вещами сейчас, но правильно использовать их и таким образом готовиться к будущему. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Гораздо лучше отдать все другу для иного дня, чем иметь деньги сейчас. На земле человек движется к гибели. Поэтому сейчас он — управляющий без места. «Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять». Он освобожден от управления, он потерял свое место, однако не то, чем управляет. Это лучше, чем алхимия, превращающая все в золото. Ибо это — благодать, претворяющая даже само золото, которое порабощает сердца людей, в средство проявления любви и добывания богатства для небес.
Бог говорит Израилю: «Ты не справился с управлением, поэтому я намерен тебя уволить». В главе 15 говорится, что старший брат, иудей, не хотел войти на пир: и здесь, в главе 16, мы читаем, что Бог лишает иудея управления. С Адамом покончено, но по благодати мы имеем право пользоваться, небесным образом, тем, на что, как люди, мы не имеем никаких прав. «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Лк. 16:11). «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16:12). Наше — это небесное, земное же принадлежит другому; и если вы не используете свое право, данное вам по благодати, и не посвящаете земное, временное, которое вам не принадлежит, любви, то как может Бог доверить вам духовное, которое «ваше»? Нам принадлежат вся слава Христа, все Христово — наше, ибо «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов» (1 Пет. 1:18). Наше искупление имеет цену, это правда, но она измеряется не в деньгах — мы куплены драгоценною кровью Христа. Бог даровал нам вечную жизнь не для того, чтобы мы добывали деньги. «Никто не может служить двум господам» (Мт. 6:24), и если вы хотите быть богатым, то не можете стремиться к тому, чтобы служить Богу. В этом мире мы должны исполнять свои обязанности, но служить мамоне и желать богатства — никогда не было нашей обязанностью.
Далее Господь говорит о вечных обителях, где обнаружатся великие плоды того, что было сделано на земле. Старое уходит, настает время нового. Иудей, отказавшийся прийти на пир, ослабляет закон, отвергая благодать (см. Лк. 15:25-32; 16:1-18).
Луки 16:19. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру». Это образ иудея; великий принцип, изложенный в этой притче, тот, что все Божьи действия, касающиеся воздаяния по заслугам на земле, больше не имели силы и теперь Он поступает только по благодати. Он приподнимает завесу, чтобы показать результат в другом мире. Богатый человек получает все свои блага здесь, они принадлежат земле — его сокровище было на земле, там же было и его сердце. Но посмотрите, какой результат имела его жизнь в другом мире — «муки». То, что считалось добрым на земле, больше не было таковым. «Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16:22). «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях.... Умер нищий» (Лк. 16:20-22). Был ли он похоронен? Ни слова об этом, ибо он принадлежал не земле. «...И отнесен был Ангелами на лоно Авраамово». Тот, у которого было «злое» здесь, «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Тот, у которого было «злое» на земле, был отнесен в лучшее место на небесах. Обратите внимание, это не струпья и не несчастья сделали Лазаря праведным, равно как не богатство сделало богача неправедным. Бог оставил земное: никакие земные обстоятельства не являются признаком Божьей благосклонности или наоборот: хотя, без сомнения, то, как Бог обошелся с Лазарем, было способом укротить его гордость, сокрушить его волю и таким образом подготовить для того места, куда Бог намеревался его забрать.
Луки 16:31. «Если Моисея и пророков не слушают. то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Здесь мы читаем горькую истину о том, что даже воскресение Христа не убедит иудеев; ибо, отказываясь слушать Слово Божье, которое имеют, они не будут слушать свидетельство Божье, даже если кто-то воскреснет из мертвых; и мы знаем, что так и случилось.
Данная глава должна позволить свету другого мира пролиться на Божьи пути и действия в нем. Весь мир — должник перед Богом, поэтому сейчас человек торгует товаром другого. Если мы служим мамоне, мы не получили благословений служения Богу, то есть Божьи дары; это в некотором смысле наказывающая справедливость здесь на земле. Если вы неверны в том, что принадлежит другому, то кто доверит вам ваше. Если вы не были верны по отношению к неправедному богатству, то кто доверит вам истинное богатство? Если вы любите деньги, то сердце ваше не может быть наполнено Христом. Мы должны исполнять написанное: «...в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11) — таковым Он открывает небеса. Это не то, что Он сказал Аврааму: «Пойди... в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12:1). Он показал нам Небеса, открыв их для нас по благодати. Это откровение благодати, которое дает власть над земным. Пусть живой Христос будет нашим светом, который бы вел нас, и нашим спасением, чтобы нам ходить в нем и доверять Ему!