Иоанна 20:1-18; Деяния 1:1-3
«Сорок дней», к изучению которых мы приступаем, - это последние сорок дней, о которых говорится в Писании. Они наполнены деяниями и словами Мужа, воскресшего из мертвых, который совершил дело искупления и вскоре должен был вознестись в славу Бога, и я хотел бы в ближайшее время говорить о том, как Господь являлся Своим ученикам в течение сорока дней, которые он был на земле после Своего воскресения. Воскресение Господа Иисуса Христа было драгоценным и благословенным доказательством полноты дела искупления, которое Он пришел совершить. Сейчас Он находится в славе, и Его прославленного мы с вами знаем. Однако Его многочисленные явления на земле были предусмотрены в намерениях Бога и были необходимы, чтобы засвидетельствовать факт Его воскресения, и «многими верными доказательствами» он действительно был прекрасным образом подтвержден. Позиция, которую Господь занимал в течение этих сорока дней, была позицией человека, умершего и отошедшего от земли, но вместе с тем был живым для Бога на земле, ходя и говоря Святым Духом, — эта позиция является просто выражением того, чем является сейчас христианство для меня и для вас. Он был человеком, поднявшимся из мертвых на земле, и Он говорил и действовал в Святом Духе. А кто такой христианин? Христианин — это тот, кто умер для этого мира через смерть Христа, но кто всё-таки живет. Как сказал Павел: «Я распят со Христом. И живу уже не я, а Христос живет во мне» (Гал. 2:19-20). Но все это через Духа Святого.
Я вполне понимаю, что день Святого Духа не наступил в эти сорок дней, пока Господь был на земле. Он поднялся на небеса, и через десять дней, в день Пятидесятницы Дух Божий сошел. Но то, что мы видим здесь, — это Человек, живущий на земле в полноте силы Святого Духа. Поэтому книга Деяния Апостолов начинается следующими словами Луки: «Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал» (Деян. 1:1-2). Для христианства образцом во всём является Христос, и я считаю, что здесь мы имеем перед собой образец того, каким должен быть христианин. Христос был в этот период Человеком, воскресшим из мёртвых и ходившим в силе Святого Духа, имея отношения с Богом. Все мы, верующие, сейчас имеем привилегию войти в такие же благословенные и удивительные отношения, занять божественную позицию, которая нам принадлежит благодаря нашей связи со Христом.
Одним из самых благословенных моментов в этих «сороках днях» было то, что в тот же день, когда Господь воскрес из мертвых, Он явился одной из своих последовательниц. Он возвещает ей эту самую дорогую истину невероятно прекрасным способом, который восхищает душу, принимающую её. Он сказал Марии Магдалине такие слова: «...иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин. 20:17). Это было самое удивительное послание, когда-либо прозвучавшее из смертных уст и которое Мария произнесла в тот же день. Никогда раньше нельзя было сказать подобные слова, но когда осуществилось искупление, настал момент открыть новое небесное место, куда идут все те, кого Господь Иисус называет Своими братьями, поскольку они объединены с Ним. Они также должны иметь отношения с Богом, Которого познали как Отца благодаря смерти и воскресению Христа. Во всех этих явлениях Господа мы обретаем очень благословенные и драгоценные истины для наших душ. Он искренне желал убедить Своих избранных в Своей реальности и Своей любви: «Он явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3). Познание Отца должно было обозначить сферу, в которой Он Сам является центром и главой, и с помощью этих встреч после воскресения Он позволял Своим ученикам по-новому прикоснуться к себе и объединял их сердца с Собою. Поэтому мне не нужно говорить, что эти явления будут иметь особенно большой интерес для каждого сердца, любящего Его.
Я задумывался над тем, сколько раз Его видели после того, как Он воскрес. Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, чтобы привести доказательства Его воскресения и опровергнуть садуккейское заблуждение, приводит только пять случаев, хотя, конечно, их было гораздо больше. Я лично увидел одиннадцать описанных в Писании случаев, когда Господа видели на земле после воскресения. Я буду по очереди указывать на них, и сегодня буду говорить только о первом из них.
В первую очередь он явился Марии Магдалине (Мк. 16:9); затем её галилейским подругам (Мф. 28:9); после этого Петру (Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5); далее двоим ученикам, шедшим в Эммаус (Лк. 24:15); и наконец — собранным в горнице (Ин. 20:19). Фомы при этом не было. Это пять явлений, имевших место в день Его воскресения. На следующий день Господень Он опять явился апостолам, когда с ними был и Фома (Ин. 20:26). Позже Он явился семи из них «при море Тивериадском» (Ин. 21:1).
Это был седьмой случай. Я знаю, что он был седьмым, хотя Священное Писание говорит, что это был третий. «Это что-то очень интересное», - скажете вы. Да, это, очевидно, было седьмое явление, потому что Его видели пять раз в первый день, на следующий день Господень Он явился шестой раз, и теперь было уже Его седьмое явление. Позже Он явился одиннадцати ученикам на горе в Галилее (Мф. 28:16-17). Это был восьмой раз. Далее мы узнаем, что Он «явился более чем пятистам братьям» (1 Кор. 15:6). Это был девятый случай. Он также явился Иакову (1 Кор. 15:7). Это уже десять. «Также всем апостолам» (1 Кор. 15:7). Я считаю, что это произошло тогда, когда он вывел их в Вифанию, о чём мы читаем в Евангелии от Луки 24:50. Это одиннадцатый раз. И был также двенадцатый, ибо Павел говорит: «А после всех явился и мне, как некоему извергу (точнее: недоноску)» (1 Кор. 15:8), но тогда Он явился во славе. То есть это явление переносит нас в то место, где Христос находится сейчас. Эти благословенные явления Господа Своим ученикам на земле несут в себе сладкие и трогательные уроки для нас. Я хотел бы, чтобы мы извлекли пользу, рассматривая их.
А теперь давайте обратимся на несколько минут к истории той личности, которой Он явился в первую очередь. В последней главе Евангелия от Марка мы читаем о Марии Магдалине в несколько ином ракурсе, отличающемся от того, какой дает Иоанн. “Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили» (Мк. 16:9-11). Здесь мы имеем очень краткий перечень фактов, касающихся Марии, и нам сообщается о том, каков был результат ее свидетельства. Ей не поверили. В этом есть нечто очень неприятное, если учесть то послание, которое Господь вверяет ей в главе 20 Евангелия от Иоанна. Ничто не могло быть благословеннее, чем то сообщение, которое она принесла, и потому очень досадно видеть, что ему не поверили. И не верят сегодня. Существует очень мало верующих душ, которые верят посланию, которое Мария Магдалина принесла в то время.
Мы можем понять причину, по которой Господь Иисус явился ей в первую очередь. Я считаю, что это было из-за ее искренней преданности и любви к Нему — ведь для Христа нет ничего слаще этого. Возможно, это было бессознательное расположение, но это было глубокое чувство. Она никогда не забывала, где и какой была, когда встретилась с Иисусом впервые. Её сердце было пристанищем семи бесов. Изгнав их, Иисус поселился в нём, и когда Его распяли, её любовь потеряла всё, что имела. Вы знаете, что её имя связывают с так называемыми учреждениями Магдалины, считая, что в юном возрасте она вела развратную греховную жизнь, что было связано с семью бесами, которых Иисус изгнал. Однако подобные предположения не имеют никаких оснований в Евангелиях, и я считаю, что они совершенно необоснованны. В Писании ничего не говорится о ней, кроме того факта, что она была одержима семью бесами. Я знаю, что её путают с женщиной, упомянутой в главе 7 Евангелия от Луки, которая, как утверждается, была грешницей и омыла ноги Господа своими слезами и вытерла их своими волосами. Нам не говорится, что это была за женщина. Но, очевидно, это не была Мария, которая помазала Его голову, о чем мы читаем в главе 26 Евангелия от Матфея, в главе 14 Евангелия от Марка, а также в главе 12 Евангелия от Иоанна. Как мы узнаём из главы 7 Евангелия от Луки, дом, в котором женщина плакала над Его ногами и помазала их миром, принадлежал фарисею Симону. В то же время в главе 12 Евангелия от Иоанна ясно сказано, что Мария из Вифании помазала Господа в доме Симона прокаженного.
Ни одну из этих двух женщин не следует путать с Марией Магдалиной. Кем же тогда была Мария Магдалина? Я делаю вывод, что она была женщиной благородного происхождения. В главе 8 Евангелия от Луки мы читаем о Христе одну очень интересную деталь. «После этого Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:1-3). Иисус служил их духовным потребностям, а они служили Его физическим потребностям. Проще говоря, они были искренне посвящены Ему и сопровождали Его, когда Его благословенные ноги шли в каждое село, возвещая благую Божью весть.
Итак, как мы видим, Мария Магдалина характеризовалась глубокой и благословенной расположенностью своего сердца ко Христу. Воспитывайте в себе такое же чувство, друзья мои, потому что ничто другое не может его заменить. Я уверен, что Господь ценит его больше, чем что-либо другое. Вы можете сказать мне, что она не была слишком умна. Она была пылкой, а это гораздо лучше. Вы можете считать себя очень умными. Возможно, так и есть, но следует признать, что мы все знаем очень мало. Я не думаю, что человеческий разум есть что-то ценное в глазах Господа. Это не значит, что я отношусь пренебрежительно к разуму, однако там, где есть любовь, там будет и разум, а вот обратное вовсе не гарантировано. Обратившись к главе 20 Евангелия от Иоанна, мы видим, что самым умным человеком на земле была Мария Магдалина. И я не думаю, что кто-то решился бы сказать, что она была не самая пылкая. Почему Господь Иисус избрал ее для своего первого явления? Потому что ее любовь привела ее именно в то место, где Господь мог явиться ей, что и произошло. Когда-то она была под властью сатанинских сил, но Иисус изгнал из нее семь бесов. С тех пор чувство славы ее Освободителя и мысль о том, чем она обязана Тому, кто ее освободил, привязали сердце этой дорогой женщины к Господу Иисусу настолько крепко, что к этому должны стремиться все мы. Пусть Бог даст каждому из нас такую же глубокую любовь к Нему, как та, что характеризовала эту женщину.
В день Пасхи Мария видела, что ее Спасителя, которого она так нежно любила, жестоко распяли. Тогда она стояла у Его креста, вместе со своими подругами, которые «тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему» (Мк. 15:40-41; Ин. 19:25). Все они слышали Его последние слова, а потом, увидев, где Его похоронили (Мк. 15:47), возвратились в Иерусалим и «приготовили благовония и масти» (Лк. 23:55-56), “чтобы пойти и помазать Его» (Мк. 16:1). Когда прошла суббота, они пришли, когда еще было темно, и единственное, о чем они думали, было то, что Он умер. Думала ли об этом Мария Магдалина? Скорее всего да, и в этом заключалось ее невежество. Разве она, как и все остальные, не слышала, что Он должен воскреснуть? Вряд ли это можно предположить. Теперь же всё, что она чувствовала, — это то, что мир стал для нее совершенно опустевшим. Но было еще что-то, что было еще более пустым, чем мир. Что это было? Ее сердце без Христа. В нем теперь была пустота, и она полностью изолировала ее. Поэтому, хотя некоторые из Евангелий наталкивают нас на мысль, что она была в компании других женщин, читая главу 20 Евангелия от Иоанна, я совсем не сомневаюсь, что ее любовь привела ко гробу Господа рано утром одну. «В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно…» (Ин. 20:1). Из того, что нам сказано в тексте Мф. 28:1, вполне можно предположить, что другие, возможно, ходили с ней в пору, которую мы называем субботним вечером, и принесли благовония, которые они приготовили, чтобы помазать Его. Но прежде, чем загорелся рассвет первого дня недели, эта женщина пришла сюда сама. Она не ищет компании. И когда она пришла в это время ко гробу, то увидела его пустым, а камень, закрывавший вход, откаченным. Писание говорит: «Итак бежит она и прибывает к Симону Петру». Любовь придавала ей силы в тот день. К кому она побежала? К Симону Петру. Почему? Знаете, существует пословица: «Одинаковые чувства роднят сердца». Мария чувствовала пустоту в своем сердце, и она понимала, что что-то подобное происходит в сердце Петра, а потому могла подумать: «Существует по меньшей мере один человек, который меня поймет, даже если другие не поймут». Итак, она «приходит к Симону Петру, и ко второму ученику, которого любил Иисус». Я почти не сомневаюсь в том, что это был Иоанн. Так он часто говорит о себе в своем Евангелии. Имел ли Господь особую любовь к Иоанну? Я убежден, что его поведение радовало Иисуса, но нам нужно обратить внимание, что он говорит о себе, не называя имени, а только как о том, кто знал, что его любит Господь. Можете ли вы сказать мне сегодня об ученике, которого любит Иисус? О, не оглядывайтесь, пожалуйста. Я не думаю, что вы сможете увидеть его, если оглянетесь. Я хочу сказать вам, что, если в вашем сердце нет ощущения, что вы — «ученик, которого любит Иисус», значит, вы еще не коснулись сердцевины христианства: вы чувствуете холод, вместо того чтобы наслаждаться теплом любви благословенного Господа. Что касается Иоанна, то он хорошо знал одно: «Меня любит Господь». Мы также должны жить с этой мыслью, которая пульсировала бы в наших душах: «Меня любит Иисус». Я думаю, что каждый христианин должен иметь это переживание в своей душе. Иоанн его имел.
Итак, Мария прибегает и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его!» (Ин. 20:2). Услышав эти слова, «вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу» (Ин. 20:3). И действительно, поражает, как Дух открывает нам все эти детали. «Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый» (Ин. 20:4). Я думаю, если бы меня спросили, кто из этих двух учеников был решительнее, я бы назвал Петра. Можно было бы ожидать, что он прибежит первым. Обычно он опережал Иоанна, но не опередил его на этот раз. Знаете почему? Петр носил в себе ужасный груз того дня. Не существует ничего, что делало бы ноги такими тяжелыми, как нечистая совесть. Петр не был радостным, а если у человека нет радости, он не будет достаточно бодрым и быстрым, дорогие мои братья-христиане. Радуетесь ли вы в любви Господа? Если нет, тогда это может быть причиной, почему вы двигаетесь не слишком быстро.
Мы узнаем, что Иоанн прибежал быстрее Петра: «И, наклонившись, увидел лежащие пелены... Но он не вошел» (Ин. 20:5). Вы можете спросить, почему Иоанн не вошел. Он был иудеем, и, безусловно, он в этот момент, как иудей, думал, что, войдя во гроб, он осквернится. Поэтому этот духовный человек, Иоанн, на мгновение останавливается. Он еще не понял, что Христос уже пришел, и все прообразы и символы стали неактуальными. Старые правила, наполнявшие его разум, сдержали его. «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб…» (Ин. 20:6). Он входит во гроб, не думая ни о каких последствиях. Мысль о его поведении и словах во дворе первосвященника, о том, как он отрекся от своего Господа, побудила его войти. Она заставила его рискнуть всем и забыть обо всем. Разве значило что-нибудь его положение как иудея, если он потерял Христа, перед этим огорчив Его и причинив Ему боль?
Побуждаемый своими глубокими переживаниями, Петр входит во гроб «и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте...» (Ин. 20:7). Здесь не было ни малейшего беспорядка. Здесь было тихо и спокойно. Как тот, кто провел ночь в мирном сне, пробудился утром и отложил одежду, в которой спал, так здесь Господь отложил одежду смерти. Какой мы имеем в этом урок? Он решил все вопросы, связанные со смертью. Он отстранил всё, что имеет отношение к смерти, которая является плодом греха и возмездием за него. Платок, свернутый и отложенный в стороне, говорит о том, что царствование смерти закончилось навсегда. Слава воскресения пришла на смену смерти.
Эти детали действительно имеют большое значение для наших сердец. Мы видим, что Он вошел в смерть и аннулировал ее. Он воскрес и жив теперь. Сила воскресения и радость воскресения должны заполнить все. Для христианина сейчас все находится в воскресении, поэтому, будучи во Христе, он находится по другую сторону смерти. Я не могу сказать, что Петр и Иоанн извлекли этот замечательный урок тогда. Усвоили ли мы его с вами? О братья мои, можно легко об этом говорить, однако вопрос состоит в том, где мы находимся в истории наших душ? Действительно ли наши души соединены с Христом там, где Он сейчас находится? То, что увидели Петр и Иоанн, было доказательством Его удивительной победы.
После этого Иоанн также заходит во гробницу: «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал (точнее: поверил)» (Ин. 20:8). Во что он поверил? Я не совсем уверен, что он поверил в воскресение Христа. Очевидно, он поверил, что Господа нет. Он поверил словам Марии, которые она сказала им о Господе. «Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин. 20:9). Кажется, что до этого момента великая и славная истина о том, что Он должен воскреснуть из мертвых, которую Он повторял им вновь и вновь во время Своего земного служения, еще так и не проникла в их души. Нет ничего, что мы постигаем медленнее, чем истина о воскресении. Когда Он сошел с горы Преображения, Он сказал им: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:9). Но несмотря на все это, великая благословенная истина, которая является основой Евангелия, истина воскресения, на тот момент была для них закрыта.
Далее мы читаем: «Итак, ученики опять возвратились к себе» (Ин. 20:10). Почему «к себе»? Потому что у них был дом. У них была сфера своих интересов, и именно в эту сферу они и вернулись. «А, — это необычное маленькое «а»! — А Мария стояла у гроба и плакала». Почему она не ушла домой? Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что у нее не было дома. Она, возможно, имела жилье, но не дом. Место, где находился Христос, действительно было домом для ее сердца. В этой гробнице был Тот, кого она так глубоко любила, и потому дома у нее не было. Фактически весь ее мир был разрушен, все для нее исчезло, потому что не стало Его. О, каким благословением это было бы для каждого из нас, будь Христос всем для наших сердец. Не стало Христа, и все исчезло для Марии. Ее сердце было опустошенным и разбитым, дόма, где ей было уютно, у нее больше не было. Приют ее сердца исчез. Она потеряла Того, кто пленил ее сердце, кто сначала освободил ее от власти сатаны, а затем наполнил ее познанием своей любви и благодати и склонил ее сердце к себе — ведь нет ничего сильнее любви, а любовь рождает любовь. Вы не можете вызвать ее насильно. Она рождается взаимно, и ничто не сможет так крепко увлечь ваш разум и заставить ваше сердце переполняться любовью к Нему, как сладостное чувство Его любви к вам.
Думали ли вы когда-нибудь о том, что Иисус испытал радость в своем сердце, когда увидел издали эту плачущую у гроба женщину? Вы можете не сомневаться, что Господь смотрел на нее в тот день с большим вниманием. Как вы считаете, обращает ли Он внимание на нас сегодня? Видит ли он, где находятся наши сердца? Разве он не хочет узнать, по каким дорогам путешествуют чувства наших душ? Конечно же, хочет, потому что он не меняется — «Иисус Христос вчера, и сегодня, и навеки Тот же!». Он такой же сегодня, каким он был в то утро. Это было благословенное зрелище для Него в то утро воскресения: один человек во всем мире, который не мог обойтись без Него. Да, это нечто невероятно благословенное.
«А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь?» Как мы видим, ангелы видят все. Они видят печаль Марии. Они замечают ее слезы. И им это совсем не безразлично, потому что они спрашивают, почему она плачет. Мария отвечает им: «…унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его…» (Ин. 20:11-13). Когда она пришла к Петру и Иоанну, вы знаете, что она сказала им? «Унесли Господа из гроба», — потому что Он был также и их Господом. Но теперь, когда ангелы спрашивают, почему она плачет, что она говорит? «Унесли моего Господа». Это что-то глубоко личное! Как, наверное, сладко звучали для Иисуса эти слова: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его... И, сказав это, обратилась назад...» (Ин. 20:13-14). Представьте себе, что мы увидели двух ангелов - как вы думаете, что нужно делать в этом случае? Постарайтесь честно ответить - что бы вы сделали? Честно говоря, лично я бы, наверное, долго рассматривал бы их. И я мог бы подумать, что мне очень повезло, что я имел возможность видеть ангелов. Я не поверю, если вы скажете, что вы не будете смотреть на них. Вы просто не знаете свое собственное сердце! Но посмотрите на эту женщину - ангелы не впечатлили ее даже в малейшей степени. Они не влияют на ее поведение, и они не могут привлечь ее. Что она делает? Она поворачивается к ним спиной. О, дорогие друзья, от чего отворачиваемся мы? Боюсь, что часто что-то гораздо менее интересное, чем ангелы, может привлекать нас. Разве это не так? Посмотрите на Марию. “... Сказав это, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус” (Ин. 20:14). Вы можете сказать мне, что она была слепа в тот момент. Да, иногда любовь бывает ослеплена ее же слезами. Но в любом случае, хотя ее любовь была слепа, отметьте, друзья, что эта любовь была. Очевидно, Мария почувствовала глубокую скорбь, потому что предмет ее любви был, как она думала, мертвым, а теперь и совсем исчез. Это вызвало у нее горькую боль. И после этого мы читаем: «Иисус говорит ей: "Жена, что ты плачешь? Кого ищешь?"». Помните ли вы, как Он раньше сказал очень похожие слова двум мужчинам? Одним из них был Андрей, а вторым, я уверен, был Иоанн Богослов. Он не услышал этого вопроса в главе 20 Евангелия от Иоанна, потому что у него был дом, и он пошел «к себе». Но когда-то он услышал этот самый голос, говорящий: «Чего вы ищете?». Тогда он и его спутник ответили: «Учитель, где Ты живешь?» (Ин. 1:38). Это значило: «Господь, дай нам знать, как найти Твой дом». В день воскресения Иоанн упустил возможность услышать эти слова, а Мария их услышала. И в своем трогательном ответе Марии Господь спрашивает, не «чего», а «Кого» она ищет. Истина состоит в том, что ничто не может удовлетворить обновленное сердце, кроме самого Иисуса и чувства радости от осознания Его любви. Господь знал это и подошел к ней, готовый полностью заполнить по края ее опустошенное сердце, которое глубоко и преданно любило Его. Я убежден, что мы можем пережить то же самое. Ничто по-настоящему не может наполнить сердце, кроме радости, которую приносит Его любовь.
Мы приближаемся к кульминационному моменту этой глубоко трогательной сцены, когда Иисус спрашивает: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его!» (Ин. 20:15). Очень впечатляет то, как на страницах Писания появляется образ садовника. В первой книге Писания, Бытие, мы видим садовника. Это был первый Адам. Он был поселен в Эдеме, чтобы ухаживать за этим садом, однако потерпел неудачу. И вот здесь есть еще один сад, в котором находится женщина с разбитым сердцем, потерявшая всё, и это всё — Господь славы. Она видит Его, но не узнает Его. И тогда она произносит слова, которые мне кажутся наиболее трогательными из тех, что могли когда-нибудь прозвучать из её уст и которые непременно должны были коснуться сердца Господа: «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его!» (Ин. 20:15). В своей глубокой привязанности она предполагает, что может сделать то, что ей, как женщине, не под силу, — взять его. Она не называет Его имя. Она не произносит имени Того, кого она ищет. «Он» был целым ее миром. Ее сердце было настолько наполнено Им, что она считала, что и все остальные должны думать только о Нем.
Часто, если кто-то из моих друзей болеет, и я звоню, чтобы спросить, как он себя чувствует, я просто спрашиваю: «Как он?». При этом все знают, кого я имею в виду, потому что все в тот период думают только о больном. Подобное мы видим здесь. «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его!» Вот сердце, полностью поглощенное любовью. Я слышал, как некоторые говорили, что она демонстрировала невероятное невежество. Но почему вы не говорите снова и снова о ее пылкости и преданности? Являетесь ли вы такими же пылкими? Я бы желал иметь такую пылкость. Считаете ли вы, что ответ Марии в то утро воскресения был, как кружка холодной воды для жаждущего сердца Иисуса, которому нанесли так много глубоких ран? Я думаю, что это было именно так. Завершающие события земной истории Господа с этой точки зрения удивительно прекрасны. Можно видеть, как проявления любви в ответ на Его любовь радуют Его сердце. В начале Евангелия Он приходит и, как магнит, притягивает к себе много печальных и уставших сердец. Он радует и наполняет эти сердца радостью, и среди них есть также сердце Марии Магдалины. А теперь, когда мы приближаемся к окончанию Его земного служения, прекрасно наблюдать, как Отец работает над тем, чтобы вызвать божественное расположение в этих же сердцах к своему благословенному Сыну. Среди других Бог позволяет Марии прийти и наполнить чашу, которая могла бы подарить радость Его сердцу. Обратите внимание на поступок Марии из Вифании ровно за неделю до этого. Как она утешила Его сердце, когда разбила свой сосуд с благовониями, чтобы помазать Его. И не кажется ли вам, что свидетельство разбойника, умирающего на кресте, было как стакан холодной воды для благословенного Господа? Так же и поступок Никодима, который смело вышел и признал Христа, когда Он уже был мертв, был уместен и своевременен. И не было ли это так же своевременным и божественно совершенным, когда пришел человек, чтобы встретиться с ним в это утро воскресения, говоря всем своим поведением: «Ты все для меня, и я не могу жить без Тебя».
Я не знаю, вы или я когда-нибудь говорили Ему подобные слова. И если Мария и не выразила эти чувства словами, я знаю, что Господь понял из того, что она сказала: «Вот сердце, которое нашло все во Мне и не может обойтись без Меня». Может ли Он сказать это именно о вас и обо мне? О, каждому из нас следует задать себе этот вопрос. Мог ли Он и к нам обратиться с такими словами: «Кого ты ищешь?» Предположим, что Он явился на нашей дороге и просто спросил нас: «Что ты ищешь? Ищешь ли ты Меня? Или что-то совсем другое?» Каким бы был наш ответ? Мы часто бываем сильно поглощены нашими житейскими заботами, всем, что касается наших ежедневных дел или бизнеса. Но не так было с Марией. Ее сердце было поглощено Господом и полностью покорено Ему. Какая же это была радость для сердца Иисуса!
Именно в этот момент Господь открывает ей себя только одним словом. Она не может обойтись без Него, и она уже ни мгновения не будет без Него. «Мария!» — долетает до ее слуха. И это все. «Иисус говорит ей: "Мария!"». Несколько раньше Он сказал такие слова: «...овцы слушаются голоса (точнее: слышат голос) его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10:3-4). Понимаем ли мы с вами, что значит, когда Господь зовет нас по имени? И отвечаем ли мы Ему так же, как Мария в тот день? О, какое это было откровение для ее души!
"Она же обернулась и по-еврейски говорит Ему: «Раввуни!» то есть: «Учитель мой!» (Ин. 20:16). Почему Святой Дух подчеркивает, что она обернулась? Незадолго до этого мы видели, как она увидела ангелов и повернулась к ним спиной. Теперь она увидела, как думала, садовника и тоже поворачивается к нему спиной. Она искала Христа, но в тот момент она не нашла Его. Однако все открывается ей в единственном слове «Mapия!». Она слышала этот благословенный голос раньше, в тот день, когда он освободил ее от семикратной власти дьявола, и потому она мигом оборачивается на этот голос. Истина открылась. Он тут. Она нашла Того, к кому сердце ее стремилось превыше всего.
У меня нет сомнений, что в порыве своей любви, Мария намеревалась сделать то, что ее подругам из Галилеи позже было позволено сделать, — прикоснуться к Господу. Ее останавливают слова: «Не прикасайся ко мне». Почему же ей нельзя было прикоснуться к Нему? Иисус объясняет: «... ибо Я еще не восшел к Отцу». Она намеревалась общаться с Христом так, как это было раньше, но это было невозможно. С этого момента она должна была познавать Его в совершенно новом месте. Каким мы знаем Его сейчас? Тем, кто сидит справа от Бога. Мы не знаем Христа по плоти, но мы знаем Его как человека, который воскрес, вознесся и прославлен на небесах. «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу. Но иди к братьям Моим и скажи им: “Я иду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему"» (Ин. 20:17). Мария получает самое удивительное сообщение, которое когда-либо было вложено в человеческие уста, чтобы донести его другим.
Вы можете спросить, почему Господь запретил Марии прикоснуться к себе, а женщинам из Галилеи разрешил это сделать. Если Бог позволит, я вернусь к этому вопросу и дам на него полный ответ в другой раз, а теперь только хочу сказать, что земной народ еще будет знать Христа и общаться с Ним в своей среде как с живым Мессией. Мария же олицетворяет небесных святых и иллюстрирует истину, актуальную для нас. Она должна была знать Христа только так, как мы знаем Его — то есть как вознесшегося на небо. Я думаю, когда Он сказал: «Не прикасайся ко Мне, потому что я еще не восшел к Отцу», острое разочарование пронзило Ее сердце. Возможно, она подумала: «Могу ли я потерять Тебя снова, Господи? Я потеряла Тебя, и мое сердце было разбито, а теперь я нашла Тебя». Его ответ, кажется, мог быть таким: «Нет, Мария, ты знала меня здесь, и ты потеряла Меня. Теперь я возвращаюсь туда, где ты всегда сможешь найти Меня и больше никогда не терять».
Глубокое содержание сокрыто в Его следующих словах: «...иди к братьям Моим». Воскреснув из мертвых, Он теперь принадлежит всем, кто верил в Него, считая себя Его братом. Его смерть устранила все, что лежало между ними и Богом, и теперь он может принять верующих в Него как своих братьев. Он был истинным пшеничным зерном. Он говорил: «...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода”. (Ин. 12:24). И вот это особое пшеничное зерно воскресло из мертвых, и благодаря этому у Него есть братья. Поэтому он поручает Марии это послание: «...иди к братьям Моим и скажи им: "Я иду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему"» (Ин. 20:17).
Если вы будете внимательно читать Евангелие от Иоанна, то увидите, что до главы 12 Господь почти всегда говорит: «Мой Отец», и только иногда просто «Отец». Начиная с главы 13 Он обычно говорит «Отец». Спрашивается, чьим Отцом Он является? Если Он Отец, то чей? Фактически, Он находится в предчувствии дня Святого Духа, когда говорит о Боге как Отце в более широком понимании. Но теперь искупление свершилось, смерть побеждена, Иисус воскрес из мертвых, и Бог открывается и являет себя как наш Отец. Он будто бы говорит Марии: «Вы думали, что потеряли Меня. Вовсе нет, вы Меня не потеряли, и ты пойди и скажи это моим братьям. У меня было место, где Мне всегда надлежало быть. Я был наслаждением и радостью для сердца моего Отца, но я был один. Я пришел на землю, оставив место жизни и радости, пошел на смерть ради тех, кто принадлежит Мне, и решил все вопросы. Теперь я возвращаюсь к Отцу, но уже не сам. На основании того, что я сделал, Я могу взять с собой своих братьев. Я теперь могу поделиться с ними всем, что имею. Иди и скажи Моим братьям, что Мой Отец — это также их Отец, и Мой Бог — это их Бог».
Таково было славное послание, которое Мария была удостоена передать благодаря своей любви к Господу, послание совершенно уникальное по своей природе и значению.
А теперь, друзья мои, я спрошу вас: верите ли вы этому посланию? Разве Иисус не сказал: «И Я открыл им имя Твое и открою»? (Ин. 17:26). Он сделал это. Та же музыка воскресения звучит в одном из псалмов: «Буду возвещать имя Твое братьям своим» (Пс. 21:23). Печали смерти настал конец, Иисус спешит возвестить имя Отца своим братьям. Обратите особое внимание, что здесь мы еще не говорим о церкви, однако уже есть заявление об Отце, указывающее на нее. И помните, дорогие, что это все индивидуально. Вы никогда не сможете почувствовать, какая это радость — быть неотъемлемой частью церкви, если вы не получите ощущение, что Его Отец — это ваш Отец, и Его Бог — это ваш Бог. Уверовав в Него и получив Святого Духа, я имею право узнать, что нахожусь перед Богом на том же основании, что и воскресший, ликующий, благословенный Муж. Проще говоря, место Христа — это наше место, и отношения Христа — это наши отношения. Цель Бога в христианстве — привести нас в полное единение с Христом. Абсолютное тождество с Христом там, где Он теперь находится как воскресший из мертвых и вошедший в славу, — это наша часть благодаря бесконечной благодати. Он когда-то отождествился во всём с нами там, где мы были в смерти. Когда-то Он был одиноким пшеничным зерном, которое осталось бы одно, если бы не упало в землю и не умерло. Но для того, чтобы принести много плода, Он умер, и теперь вырос отличный урожай. Вокруг этого воскресшего Центра можно увидеть огромное количество пшеничных зёрен. Это всё — Его братья. Самый слабый, самый простой верующий в Иисуса сейчас занимает такое же место перед Богом, как этот прославленный Муж справа от Бога. Помните, мы должны занять перед Богом или место во Христе или никакого. Это именно то, о чем мы читаем в другом месте: «Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря: возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя!» (Евр. 2:11-12).
Представитель человечества теперь прославлен справа от Бога, и место, которое Христос там занял после воскресения, — это место, которое он приготовил для вас и меня. Это место святой радости и блаженства в любви Отца и Его присутствия Он разделяет со всеми «своими». На самом деле, великой, удивительной честью было для Марии Магдалины принести такую новость ученикам. Её личная любовь к Господу Иисусу позволила ей получить эту огромную милость, и мы можем представить себе ту истину, которая наполняла её сердце, когда, послушно выполняя его поручение, она «идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей» (Ин. 20:18).
Так, этой простодушной, пылкой женщине выпала честь принести это послание братьям Господа, которые впоследствии сформировали сердцевину Его Церкви. Ещё раз спрошу: почему именно ей выпала эта честь? Потому что она была посвящена Ему. Можно не сомневаться, что среди всех явлений Господа после воскресения тем, кто любил Его, явление Марии произошло из-за того, что её сердце было предано Господу. Кроме того, среди тысяч Марий, которые будут иметь место в славе, особое место будет иметь именно эта Мария, которая порадовала сердце Господа в то утро воскресения, как никто другой, а затем стала Его вестником, чтобы сообщить самую удивительную новость, которую смертные уста могли когда-либо произнести. Что может быть прекраснее для грешной души, освобожденной от власти сатаны и искупленной в благодати, чем узнать, что она была полностью отождествлена с благословенным Мужем, который сошел на землю один, а потом вернулся на небеса, взяв с собою многих своих братьев, и стать исполнением Писания: «Вот я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2:13). Следовательно, преданность вознаграждается очень щедро. А почему бы нам не передавать чаще сладкие послания, приносящие утешение душам? Я думаю, что мы не получаем от Господа посланий для душ вокруг нас только потому, что мы недостаточно преданы и недостаточно близки с Ним. Пусть бы и мы все были бы более посвящены, и пусть Господь позволит нам познавать Его все больше и больше, чтобы нам быть близко к Нему настолько, что мы будем Его сосудами. Только при таких условиях Он сможет использовать нас в качестве своих посланников, чтобы передавать послание благодати другим.
После всего, что мы рассмотрели, вы не можете мне сказать, что Мария Магдалина не имела никакого интеллекта. Назовите мне кого-то умнее её. Иоанн не был таким и, конечно же, Пётр тоже. Единственной душой, которая на тот момент была действительно разумной, была Мария, и именно её любовь, безусловно, сделала её разумной. Пусть Бог ради своего имени сделает вас и меня больше похожими на Марию Магдалину.