40 дней Господа Иисуса: Подруги Марии и их сообщение

Матфея 27:57-66; 28:1-20

У меня нет сомнений, что второй группой людей, увидевших Господа после воскресения, были женщины, имена которых перечисляются в главе 28 Евангелия от Матфея. На прошлой неделе мы увидели, что Мария есть прообраз небесного святого, то есть святого, знающего Христа там, где Он сейчас пребывает. Он сказал ей, если вы помните: «Не прикасайся ко мне, потому что Я еще не взошёл к Отцу [моему]; иди же к братьям моим и скажи им: “восхожу к Отцу моему и Отцу вашему и Богу моему и Богу вашему”». И она пошла и возвестила братьям истину того момента, а именно: что наша позиция, наша часть и наши отношения с Богом идентичны тем, которые сейчас имеет благословенный Господь. Мы пребываем в союзе с Ним и объединены с Ним там, где он сейчас находится — в присутствии Отца, в доме Отца на небесах. Фактически это небесное основание наших взаимоотношений. А вот вошли ли мы в них и наслаждаемся ли ими — это уже другой вопрос.

Когда я прочту сейчас главу 28 Евангелия от Матфея, вы заметите, что женщины «…подойдя, ухватились за ноги его и поклонились ему», когда Господь встретил их и сказал: «Радуйтесь!». (Мф. 28:9). Почему же Он был вынужден сказать одной женщине: «Не трогай Меня», однако позволить другой группе прикоснуться к Нему и обнять Его ноги, когда они поклонялись Ему? Дорогие друзья, я думаю, что причина этого очень проста. Мария была призвана представить небесную сторону истины, и сама была олицетворением небесных святых, верой познавших Господа как Того, кто сейчас пребывает на небе. Эта благословенная привилегия принадлежит вам и мне теперь как тем, кто уверовал в Господа Иисуса Христа. Но небесная сторона царствования Христа в сердцах людей – это еще не все. Вскоре Он придет на землю снова, чтобы воцариться над всем, что есть на небе и на земле.

Наша часть небесная, но будет также земной народ Господа и земное благословение, потому что книги Ветхого Завета преимущественно говорят об обещаниях и благословениях для земли и земного народа. Я уверяю вас, что всё на земле придет в полный упадок и будет разрушено до поры до времени, и власть сатаны проявится во всей силе, но слава Богу, земля еще познает радость и наслаждение в присутствии Иисуса. На земле будет искуплен и восстановлен Израиль, среди которого будет пребывать Господь как их Царь – они признают Его и будут радоваться в Нем так же, как это делают здесь эти женщины. Книги Ветхого Завета снова и снова говорят о том, что слава Господа будет наполнять землю, как воды наполняют море. Однако Его слава не сможет наполнять землю, пока Он сам не примет её в своё владение и пока не заявит свои права на неё. Это «время восстановления всего», как Пётр называет этот период (Деян. 3:21), будет иметь прямую связь с присутствием Господа Иисуса Христа на земле, и он скоро наступит. Его ноги снова станут на Елеонской горе (Зах. 14:4), и Его земной народ с радостью будет приветствовать Его.

Я делаю все эти замечания в самом начале, потому что они помогут нам понять, каким образом эта истина отражена в главе 28 Евангелия от Матфея, ведь здесь мы имеем то, что и следовало ожидать. Вы знаете, что Иисус пришел как Царь иудейский и Мессия, но Ему было отказано в месте на престоле; Он был унижен и отвергнут. Учитывая это, ничто не может быть более точным и прекрасным, чем то, что мы видим в конце Евангелия от Матфея. Здесь нам представлен Царь в окружении Его земных друзей, которые наслаждаются Его присутствием и прикасаются к Нему, знают Его и поклоняются Ему. Если бы мы располагали только Евангелием от Матфея, мы могли бы предположить, что Господь и сейчас на земле, потому что в Евангелии от Матфея нет упоминания о Его вознесении.

На самом деле прекрасно видеть, как заканчивается Евангелие от Матфея: описанием благословенного Господа на земле в окружении радующихся в Нём. Наверное, вы знаете, что многие считают Евангелие от Матфея неполным только потому, что в нем нет упоминания о вознесении Господа. Один из известных англиканских богословов зашел настолько далеко, что заявил, что он верит в существование рукописи этого Евангелия, содержащей описание восхождения Господа на небо. Однако описание вознесения в Евангелии от Матфея полностью нарушило бы его целостность, и я надеюсь, что смогу показать вам причину такого заявления. Я знаю, что среди моих слушателей есть много молодых христиан, и если они получат основной план этого Евангелия, они увидят, почему здесь не упоминается о вознесении и как это сочетается с происшедшим ранее.

Давайте вернемся назад и посмотрим, как Господь Иисус представлен в этом Евангелии. Четыре Евангелия представляют Господа Иисуса в четырех разных аспектах. Матфей представляет Его как Царя иудейского, Мессию и отвергнутого Царя. Марк преподносит его как Раба. Лука представляет Его как Сына Человека. Иоанн описывает Его как Сына Божьего.

Матфей прекраснейшим образом начинает своё Евангелие родословием Царя, потому что если речь идет о престоле и царстве, тогда претендующий на этот престол и это царство должен предоставить неоспоримое свидетельство о своем праве на него. Именно таким образом начинается это Евангелие. Родословие Господа Иисуса дает нам самое исчерпывающее доказательство законности Его притязаний на престол Давида.

Давайте на минуту вернемся к главе 1. «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1). А немного ниже мы читаем: «Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею» (Мф. 1:6). И вот именно здесь, внутри родословия содержится то, что я называю лейтмотивом всего этого Евангелия. Это родословие Царя! Я не буду вдаваться во все его детали, но подчеркну только то,что здесь наиболее безошибочным способом подтверждается право Господа на престол Давида.

Хочу невольно заметить, дорогие друзья, каким удивительно прекрасным способом благодать Бога проявляется в этом родословии. В нем встречаются имена четырех женщин, которые не кто иной, как сам Бог оставил в этом родословии. Кто, представляя дерево родословной, чтобы подтвердить титул, сознательно стал бы вспоминать о Рааве-блуднице, Вирсавии, Руфи или Фамари? Поверьте, никто, кроме Бога. Ведь эту книгу написал Бог, а не человек. Человек обязательно изъял бы такие имена как Фамарь, Раав, Вирсавия или Руфь. Что касается Руфи, то в ее истории не было ничего плохого, однако она была моавитянкой, а этому народу было запрещено входить «в общество Господне вовеки» (Втор. 23:4). Трое других женщин осквернили свои имена самым отвратительным грехом, который только может допустить женщина. Люди старались бы обойти любые намеки на такие темные пятна в истории своего рода, но не так делает Бог. Намереваясь представить родословие своего Сына, который стал человеком, чтобы благословить человека, Он называет их имена. То есть на примере этих четырех женщин мы имеем удивительную иллюстрацию того, как благодать Божия может возвыситься над грехом человека и даже позволить, чтобы то, что было результатом слабости и греха человека, стало поводом для прихода в этот мир Его благословенного Сына, который должен был стать Спасителем мира, а также Царем иудейским.

Глава 2 описывает рождение этого Царя, и первый вопрос в Новом Завете, который задают мудрецы, звучит так: Где родившийся Царь иудейский? (Мф. 2:2). После этого следует описание бегства Его земных родителей с ним в Египет, чтобы через это сбылось Писание (Мф. 2:15), а также его жительство в Назарете позже (Мф. 2:23).

Глава 3 представляет нам Иоанна Крестителя, провозглашающего тот факт, что Царство Небесное приблизилось. Проще говоря, он извещает о пришествии Царя, а затем крестит этого Царя.

Царь приходит к своему народу, но не в великолепии, могуществе и славе, а покорно и смиренно, чтобы занять свое место среди благочестивого остатка Израиля.

Следующая глава, 4-я, описывает искушение в пустыне. Глядя на Господа в этих обстоятельствах, мы становимся свидетелями проявления Его нравственной красоты как зависимого человека; если же посмотреть на события в пустыне под другим углом, то можно увидеть полную победу над тем, кто узурпировал власть. Это — побежденный сатана. Истинный Царь побеждает и низвергает того, кто, так сказать, занял престол этого мира. И это — сатана.

Подходя к главам 5, 6 и 7, мы видим одну непрерывную тему. Все наставления, содержащиеся в них, возможно, не были провозглашены благословенным Господом за один раз, но Дух Божий собрал и разместил их вместе именно в такой последовательности, и теперь у нас есть то, что часто называют Нагорной проповедью. Эти главы в деталях описывают законы царства, принципы, которые должны управлять царством благословенного Господа, который приходит как Царь. Однако заметьте, что он никогда не говорит, что Он Царь. Это удивительно прекрасно — видеть, что только в одном единственном случае на протяжении всей своей земной жизни Господь Иисус говорит, что Он Царь (см. Мф. 25:34,40). Описывая будущий суд, с которым будет связано Его царство, Он дважды называет себя Царем. Но Он никогда не добивался царствования. Мне кажется, что будь это вы или я, мы бы пытались заявлять о своих правах и отстаивать их. Однако это не был путь Христа. Он не мог принять царство в том состоянии греха и бунта, в котором оно находилось. Вскоре он получит его согласно Божьему намерению, на основании искупления.

В главах 8 и 9 можно увидеть собранные вместе все проявления власти, отмечающие утверждение царства Мессии, предсказанное в главе 35 книги пророка Исаии, которую следует внимательно исследовать. Здесь мы имеем все чудеса Господа, описанные и собранные вместе. В этих двух главах описываются двенадцать чудес, и у меня нет сомнения, что все вместе они должны изобразить картину Тысячелетнего царства и показать совершенно неоспоримым образом, что Тот, Кто является Мессией, который должен прийти, был на земле. И Он был здесь, делая то, что мог делать только Яхве. Это главная мысль глав 8 и 9.

Далее, переходя к главе 10 Евангелия от Матфея, вы прочтете о том, как Господь избирает двенадцать, которых Он называет апостолами и посылает их проповедовать Царство. Царство Небесное провозглашается посредством Его власти, и апостолы посланы, чтобы его проповедовать. При этом можно было бы подумать, что Царь был принят, и царство устанавливалось. Но, к сожалению, переходя к главе 11, мы видим, что Иоанн Креститель сомневается в Нём, и фарисеи и все другие не верят в Него. Другими словами, Его свидетельство не принимается. Читая главу 12, мы убеждаемся, что дух сопротивления Ему становится всё глубже и глубже, и хотя «…дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?», религиозные люди того времени, то есть фарисеи, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:23-24). Его могущественную силу исцелять и благословлять они приписывают сатане, а не власти Святого Духа. Проще говоря, они совершенно отвергают и не принимают Христа, и, как следствие, в конце главы 12 Он отказывается признавать этот народ как народ Божий. Связь разорвана, и иудеи становятся на время отвергнутыми. Всякая мысль об утверждении царства на земле отброшена, ведь если Царь отвергнут, то как можно установить царство?

Далее, в главе 13, нам представлены образы (подобия) царства небес. Теперь царство — это тайна, и мы видим, как здесь разворачивается истина, касающаяся Церкви Бога — нового труда Христа. Но поскольку в Евангелии речь идет о царстве, установленном на земле, то он остается второстепенным. После этого лидеры народа начинают составлять заговор о смерти Мессии. Иуда становится инструментом в руках сатаны, замышляя выдать Его в руки Его врагов, и скоро эти планы осуществляются. Они прибили его к кресту, и над Его головой поместили надпись: «Это Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37). В этом было Его преступление, и эта надпись была прибита над Его головой. Как мы знаем, римляне, приговаривая человека к смерти, всегда указывали, за какое преступление он должен был умереть, и прибивали соответствующую надпись у него над головой. Итак, в чем заключалось преступление Иисуса? В том, что он был тем, кем себя называл. А кем же Он был? Он был Иисусом из Назарета, Господом Спасителем и Царем иудейским. Впоследствии первосвященники пришли к Пилату, говоря: «Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский» (Ин. 19:21). «Пилат отвечал: Что я написал, то написал!» (Ин. 19:22). У него было чувство, что то, что он написал, было правдой. Таким образом, Царь умер, распятый своими подданными, и исполнилось сказанное в Писании: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет (иметь ничего)» (Дан. 9:26). Очень интересно наблюдать, как Бог, в частности в Евангелии от Матфея, записывает факты, касающиеся смерти Господа Иисуса, а также Его погребения и Его воскресения.

Внимательный читатель Писания неизбежно заметит, как часто выражение «чтобы исполнилось сказанное Господом через пророка» встречается в Евангелии от Матфея, — гораздо чаще, чем в любом другом Евангелии. Выражение «как написано» часто встречается в каждом Евангелии, но Матфей употребляет более широкое значение и двенадцать раз говорит: «...чтобы исполнилось сказанное Господом через пророка» (см. Мф. 1:22; 2:15,17,23 (8:17; 12:17; 13:35; 21:4; 26:54; 27:9,35).


А теперь давайте обратим внимание на то, что произошло после того, как Господь умер. «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:57-60). Конечно, мы должны понимать, что иудейская гробница не была похожа на наши могилы — ямы, выкопанные в земле. Чтобы не возникало недоразумений по этому поводу, Писание в деталях сообщает нам, что это была гробница, вырубленный в скале, и она была новой. Почему новой? Ибо Христос во всем должен иметь первенство. Он не будет ехать на осле, на котором уже кто-то ездил (Мк. 11:2); Он не будет лежать в гробнице, в которой уже кто-то был похоронен (Мф. 27:60; Иоан. 19:41), и Он не будет оставаться на втором месте в вашем или моем сердце.

В главе 53 книги пророка Исаии предсказывается то, что мы видим здесь. Давайте обратимся к нему и прочтем. «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого...» или, другими словами, «Ему определили место погребения с нечестивыми, но он был погребен с богатыми». Что это значит? Иудеи, несомненно, задумывали похоронить благословенное святое тело Сына Бога вместе с телами двух разбойников, распятых рядом с Ним, бросив их в общую яму. Сатана в своей ярости желал, чтобы Он не только был предан ближайшим другом, но и чтобы его мертвое тело было брошено с другими преступниками в общую яму. Божий ответ на такие замыслы осквернить Его Сына был записан задолго до этого. «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого». Это прекрасные слова, а причина, почему так случилось, еще прекраснее: «...потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его...» (Ис. 53:9). В то ужасное время, когда казалось, что все закончилось, когда Его последователи потеряли всякую надежду, а сатана считал, что он может праздновать победу, Бог помнил, что Он «не сделал греха, и не было лжи в устах Его», и богатый человек, Иосиф из Аримафеи, пришел и обеспечил сохранность Его телу.

Все поступки и действия Иисуса на протяжении Его земной жизни полностью удовлетворяли Бога, и здесь мы видим, что эта особая забота Бога о его мертвом теле была связана с красотой Его жизни. Не будем забывать об этом. Слова о том, что «Его похоронили у богатого… Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его…» (Ис. 53:9) не были произвольно записаны Духом Божиим. Я не думаю, что это можно было бы сказать о ком-то еще. Только Христос был совершенно чист во всем, и потому приходит богатый человек. Можно сказать, что смерть Христа произвела то, что никогда до этого не произвела Его жизнь. Ранее Иосиф был «ученик Иисуса, но тайный, потому что боялся Иудеев»; но теперь, заметьте, он приходит смело и просит отдать ему тело Иисуса, и затем хоронит его в своей новой гробнице.

И в другом Евангелии мы читаем, что «в нём ещё никто не был положен» (Ин. 19:41). Почему Бог позаботился о том, чтобы это подчеркнуть? Ответ на этот вопрос содержится в Ветхом Завете, и прочитав соответствующий отрывок, мы увидим, как усердно Бог заботился обо всем, что связано с Его благословенным Сыном. Давайте обратимся ко Второй книге Царей, где читаем: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (2 Цар. 13:20-21). Я думаю, теперь можно легко понять, почему было отмечено, что это был гроб, в котором «ещё никто не был положен». Если бы Дух Божий не позаботился о том, чтобы указать на этот факт, сатана и иудеи вскоре распространили бы слух о том, что Иисус действительно воскрес из мертвых, однако в этом не было ничего нового: это было то, что произошло во времена Ветхого Завета. Он был положен в гроб, где лежали кости какого-нибудь пророка, и потому ожил. Бог предвидел эту возможную ложь, и несколько раз подчеркивает, что это был новый гроб.

Там они положили тело Иисуса, и «была там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба» (Мф. 27:61). Это произошло в то время, которое мы называем пятницей, после полудня. «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете» (Мф. 27:62-65).

Исходя из того, как говорит Пилат, я ничуть не сомневаюсь, что у него было глубокое убеждение, что Господь воскреснет из мертвых. Была ли такая сила, что могла удержать благословенного Господа в могиле? Нет, не было. И я думаю, что Пилат понимал это в глубине своей души. «Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27:66). Думая обо всем этом, понимаешь, насколько ужасным было то, что религиозный мир приложил все усилия, чтобы уничтожить Христа. Странна была вся суета с опечатыванием могилы с мёртвым телом, а затем выставление большого количества солдат с обнаженными мечами вокруг неё. Фактически всем этим они обеспечили наилучшие свидетельства, которые только были возможны, о том, что он воскрес, когда пришло время (Мф. 28:1). Сатана всегда действует во вред себе.


И вот мы читаем: «По прошествии же субботы, на рассвете (точнее: в сумерках) первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28:1). Необходимо иметь в виду, что иудейский день начинался в шесть часов вечера, потому как только суббота закончилась, еще к вечеру они отправились к гробнице. В другом месте говорится, что они «в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56). Они соблюдали закон. Они, «возвратившись, приготовили благовония и масти» вечером в пятницу, а в субботу «остались в покое». Это была суббота. День Господень не имеет ничего общего с субботой. Суббота — последний день недели. Нет такого понятия как христианская суббота, хотя люди часто так говорят. Существует день Господень. Первый день недели — это день, принадлежащий Господу. И я считаю, что день Господень бо́льшая святыня, чем иудейская суббота. Мы с вами отдаем Господу первый день недели.

Суть здесь в том, что в субботний день они, будучи послушными, отдыхали. Как только этот день закончился и начался первый день недели, они, свободные от запретов закона, собрались к гробнице. И вот эти двое идут в сумерках, чтобы посмотреть гробницу. Что случилось потом? Мы не знаем. Неужели они там провели ночь? Я не знаю, потому что нам об этом ничего не говорится. Но я хочу показать вам только то, что мы не должны читать в Евангелии от Матфея 28:1-2 то, чего там нет, и прийти к ошибочному выводу, что женщины присутствовали, когда Господь воскрес и когда ангел откатил камень. Этого не могло быть, потому что, обратившись к главе 16 Евангелия от Марка, где находится еще одно описание воскресения Христа, мы читаем такие слова: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк. 16:1).

Очевидно, что они думали о Нем только как о мёртвом. «И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца» (Мк. 16:2). Здесь Марк нам кое-что проясняет. Они были там «при восходе солнца». Наверное, они там были дважды. Я не сомневаюсь в этом. Возвращались ли они оттуда на ночь, неизвестно. Они пошли ко гробу в то время, когда начинало восходить солнце, и тогда, прежде чем они туда дошли и прежде чем солнце взошло, благословенный Господь воскрес. «...и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик» (Мк. 16:3-4).

Эту же историю описывает нам и евангелист Лука. «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу» (Лк. 24:1). Когда женщины приходят к гробнице, их встречает ангел, и мы узнаём, что, услышав его слова, они вернулись. У меня почти нет сомнений в том, что Мария отстала от своих подруг, и это помогло ей увидеть Господа, что мы рассмотрели на прошлой неделе. Очевидно, её спутницы шли в сторону Иерусалима, когда Господь встретил их, что записано в тексте Мф. 28:9. Я сказал, и я думаю, что вы согласитесь со мной, что события, описанные в стихах Мф. 28:1-2, не происходили непосредственно одно за другим — между ними существовал интервал продолжительностью несколько часов. Стих Мт. 28:1 следует рассматривать отдельно от стиха 2.

Женщины пошли, чтобы посмотреть гробницу, ещё вечером, и я делаю вывод — при этом я уверен, что это действительно так, исходя из других отрывков Писания, — что они не остались там, потому что они вернулись в город, прежде чем состоялись события, описанные в стихе Мт. 28:2. Читаем эти стихи: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28:2-3). Стихи 2, 3 и 4 показывают нам, что произошло. Землетрясение произошло в то время, когда Господь умер, и еще одно землетрясение произошло, когда Он воскрес. Человек, Божье творение, был нечувствителен к удивительному делу Голгофы. Земля, созданная Сыном Бога, дрогнула вплоть до самой своей сердцевины, когда Тот, кто её сотворил, умер, а затем был похоронен, полностью завершив историю и закрыв последнюю страницу жизни первого Адама. А потом, когда Он воскрес, она снова вздрогнула до самой своей основы. Что же произошло? Самое удивительное, что когда-либо могло произойти, потому что несравненно более грандиозным событием, чем сотворение земли, было воскресение Иисуса, Сына Бога.

Вы можете сказать мне, что сотворение мира было прекрасным событием. Я этого не отрицаю. Однако чем-то гораздо более величественным была смерть Того, кто был Творцом, и все, что стало результатом этой искупительной смерти, когда он взял на себя все грехи, удовлетворил все требования Бога, прославил Бога своей смертью, а затем сошел во гроб. В это утро воскресения Он поднимается из мертвых и оставляет позади всё, что имеет отношение к смерти, навсегда. Писание говорит: «...Христос воскрес (точнее: был воскрешён) из мертвых славою Отца» (Рим. 6:4); и еще: «Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (1 Пет. 3:18); ещё Писание говорит, что Он сам воскрес из мертвых, потому что написано: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его!» (Ин. 2:19), или: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» (Ин. 10:17). Однако самым главным остаётся сам факт Его воскресения, и у меня нет никаких сомнений в том, что Он воскрес прежде, чем камень был отвален.

Он был отвален не для того, чтобы Господь Иисус мог выйти из гроба, но чтобы вы и я могли посмотреть внутрь и увидеть прекрасные доказательства случившегося. Воскресение Господа Иисуса Христа является доказательством того, что смерть была побеждена, силы сатаны разбиты, Бог был прославлен в полной победе над грехом, а сам грех навсегда уничтожен. Господь одержал победу над сатаной в духовном смысле в пустыне, а затем вышел и разрушил его дворец; теперь же Он сошел вниз, в эпицентр его царства, встречается с ним в цитаделе его силы — смерти — и полностью превозмогает его. Смертью Он уничтожает смерть и того, кто имел её власть (Евр. 2:14). А после этого Он поднимается из мертвых, могущественный победитель, и спешит ввести других во все благословенные плоды своей славной победы.

В этой главе вы увидите, как это работает. Как часто отмечают, здесь не звучит пение. Почему? Причина этого очень проста. Искупление свершилось не для ангелов. Оно произошло для таких грешников, как мы с вами. О друзья мои, мы имеем полное право петь. И у нас тоже есть все основания для пения. И если мы не поем, я хочу знать, почему? Хочу сказать вам, что каждый святой, по-настоящему счастливый, всегда непременно поет. «Весел ли кто, пусть поет!» (Иак. 5:13). Радость в Святом Духе — это то, что характеризует душу, знающую, что значит быть оживленным с Христом и иметь неразрывное единение с Ним там, где Он находится сейчас – перед Богом, воскресший из мертвых.


И теперь ангел обращается к женщинам, вновь появляющимся на сцене, и говорит: «Не бойтесь...». Первые слова, прозвучавшие из уст Господа после воскресения, как нам сказано, были: «Что ты плачешь, женщина?». Первое слово, которое Он сказал группе своих учеников, было: «Мир вам». Но я считаю, что первое свидетельство ангела здесь тоже замечательно: «Не бойтесь». Итак, какая важная мысль связана с воскресением? Благодаря воскресению исчезает все, что может внушить страх. Страх должен исчезнуть, потому что «страх имеет мучение» (1 Ин. 4:18). У вас есть какой-то страх? Вы не знаете Христа в воскресении. Мы видим, как сначала ангел говорит женщинам: «Не бойтесь», а что говорит им Иисус, когда встречает их? «Радуйтесь!». Сначала слова ангела сладкой музыкой доносятся до их ушей, а потом они прекрасно подтверждаются самим Господом. Дорогой друг, если ты понял значение смерти и воскресения Господа Иисуса, ты перешел в атмосферу, где страха не существует. Люди думают, что страх - это вообще норма, и они боятся одного, второго, третьего зла... О, мой друг, я хочу, чтобы ты прислушался к этому первому свидетельству воскресения: «Не бойтесь»!

Мы переходим в атмосферу, где все наполнено Христом и Его победой, поэтому верующий в Него должен иметь силу и победу. На кресте Он был жертвой. А кем Он является сейчас? Он победитель. Отчеканьте эти две истины в своей душе. Когда я вижу, как Он умирает, я вижу Его жертвою. Когда я вижу, что Он воскрес, я вижу Его победителем. Вся власть в Его руке. Разве здесь есть место для страха и сомнения? «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). О милые мои друзья, это невероятно прекрасная реальность. Это похоже на поток света, направленный туда, где когда-то царила тьма. Если у верующих будет в душе осознание того, что значит быть отождествленным со Христом в Его воскресении, они будут иметь чудесные переживания. Он вводит нас в совершенно новое место и новую атмосферу. «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое!» (2 Кор. 5:17). Я не утверждаю, что женщины, пришедшие ко гробу, постигли это в тот же день. Однако если вы, братья, еще не поняли этого, вы не поняли намерений Бога о вас. Слава Богу, что я могу утверждать, что познал эту истину, и благодаря этому чувствую радость в своем сердце. Проходит год за годом, и небеса наполняют сердце, которое живет в радости воскресения и в отождествлении со Христом.

А теперь обратите внимание, какие слова ангел говорит этим женщинам: «... знаю, что вы ищете Иисуса распятого» (Мф. 28:5). Прекрасно, когда кому-то, кто ищет что-то, можно сказать: «Мы знаем, что вы ищете Иисуса». А как вы думаете, что мир говорит о вас и мне за нашими спинами? Ищете ли вы Иисуса? Отлично, если то, что вам нужно, — это Иисус. Если вы ищете Иисуса, с вами все хорошо. Затем ангел добавляет: «Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:6). Я предполагаю, что ангел взял их за руку и привел их ко входу в гроб, где они видят не смерть, а пустое место, где когда-то лежало тело Иисуса — свидетельство о воскресении. Как люди пытаются избежать этого! Я видел многих святых, которые очень огорчались, когда перед их взором была смерть. Почему? Потому что они не постигли истину, находящуюся в этой главе, и не слышали слов ангела: «Подите, посмотрите место, где лежал Он». А что нужно увидеть? Что смерть аннулирована. Это самое важное. Воскресший Христос должен наполнить нашу душу глубоким миром.

А после этого ангел говорит: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых» (Мф. 28:7). Если вы знаете эту благословенную новость, тогда идите и расскажите её кому-то ещё. Передайте её другим. А далее: «...и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам!» (Мф. 28:7). Почему в Галилее? О, Он был «Иисусом из Назарета», из этого неприметного городка в Галилее, который все презирали. Они должны были Его увидеть не в Иерусалиме, центре мировой религиозной системы. Он не имел к ней никакого отношения. И так остается по сей день. Если вы хотите испытать радость Христа, вы должны занять место, отделённое от мира. «За завесой» (Евр. 10:20) и «вне стана» (Евр. 13:13) — эти места находятся рядом. Они подобны двум лезвиям ножниц. Они должны быть скреплены вместе, потому что иначе у них нет никакого смысла.

Вы, так сказать, не должны идти в Иерусалим; если вы действительно хотите встретиться со Христом, вы должны идти туда, где Его можно найти. А где это? В Галилее, которая в то время в Израиле была презираема, а сейчас прообраз нашего места «вне стана», которое мы занимаем как последователи Христа.

Другой евангелист сообщает нам, что ангел говорит: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16:7). Я думаю, что для нас очень поучительно видеть, что слуга Христа — Иоанн, называемый Марком, — который впоследствии потерпел неудачу в своем служении и на некоторое время оставил дело Господа (Деян. 13:13), был использован Богом, чтобы записать вот эту фразу: «...идите, скажите ученикам Его и Петру...». Это — сообщение, несущее глубокое утешение другому слуге, который также споткнулся. Если мы еще никогда не падали, мы будем не в состоянии помочь тем, кто падает. На самом деле чудесная благодать сокрыта в этих словах: «...идите, скажите ученикам Его и Петру». Его Господь не забыл о нём. Он не отверг его, и, да будет благословенно Его имя, Он не отвергает нас, когда мы бываем слабыми и переживаем падения.

«И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28:8). Просто удивительное переплетение чувств: страх и большая радость. С одной стороны был страх, с другой — большая радость. «Итак, встретил их Иисус и сказал: "Радуйтесь! (или: Приветствую!)"». Вот вторая встреча. Что означало это — «Приветствую!»? Трудно подобрать слова, чтобы объяснить это, но для верных последователей Христа это было невероятной радостью. Сердца их были разбиты мыслью о том, что они потеряли своего благословенного Господа, а потому Его ласковый голос, так приветствовавший их, звучал для них сладкой музыкой. Для них это было самое приятное приветствие. Фактически этим коротким словом Он сказал им следующие слова: «Все трудности позади, тьма прошла, и теперь всё вокруг ясно и чисто». «И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28:9).

Почему он позволил им прикоснуться к Нему? Опять же, потому что Он здесь — воскресший Царь, оживший из мертвых, стоящий на земле среди своего земного народа, любящего Его и поклоняющегося Ему. Это Его грядущее земное царство в миниатюре. Возможно, это не вызывает никакого чувства радости в ваших сердцах, однако меня неописуемо радует то, что Господь Иисус однажды снова будет стоять на земле, на Его голове будет корона и он будет окружен народом, который признает Его, будет радоваться в Нем и поклоняться Ему. Псалмопевец говорит: «Тебе, Боже, принадлежит (Или: Тебя, Боже, ожидает в молчании) хвала на Сионе» (Пс. 64:2). Сейчас голос Сиона не звучит, однако близится то время, когда из него понесётся громкая хвала.

А что же в это время происходит? Святой Дух сошел на землю, и в то время, когда иудеи отвергнуты, появляется Церковь. Она занимает место Израиля, однако это место гораздо лучше, чем когда-либо занимал Израиль. И мы уже сейчас поклоняемся Иисусу. Благословение Церкви носит двойной характер. Христос есть объект поклонения наших душ сейчас, и у нас есть также привилегия свидетельствовать о Нем, пока мы проходим по земле в ожидании Его второго пришествия.

Приняв их поклонение, Господь сказал обнимавшим Его ноги: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:10). Он подтверждает слова, которые ангел сказал им раньше, о том, что Галилея будет местом их встречи. Все это гармонично вплетается в общую канву этого Евангелия. Это земное сообщество тех, среди которых будет их Царь, и они идут на указанное место и встречаются с ним. Этим “своим”, собравшимся таким образом, Он говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Давайте никогда не забудем об этом.

Что ж, дорогие друзья, их Иисус — это тот самый благословенный Господь, которого мы с вами знаем благодаря бесконечной благодати; Его нет на земле сейчас, потому что он вознесся на небеса, где был увенчан славой и честью, и мы неописуемо радуемся при мысли о том месте, где Господь находится теперь. Если Мария Магдалина является олицетворением небесной части нынешних святых, то здесь мы имеем возможность увидеть, что эти галилейские женщины, ставшие вторыми, кому Иисус явился, отражают земную сторону Его царства. Небесная часть первая, а затем приходит земная. Порядок сохраняется именно таким, какой мы можем увидеть в Ветхом Завете. Потомки Исаака должны были стать, как звезды на небе, а Иакова — как песок морской. То есть небесное и земное. И Христос есть центр обоих. Это великое наслаждение — думать, что земной народ ещё примет Его, уверует в Него и будет любить Его, и он скажет «Приветствую!» в тот день покаявшемуся остатку народа, который отверг Его, когда он пришел как Мессия в первый раз.