40 дней Господа Иисуса: По дороге в Эммаус

Луки 24:13-35

В течение двух предыдущих вечеров мы, дорогие друзья, рассматривали два первых явления Господа после воскресения тем, кто принадлежал Ему. Мы узнали, что сначала Он явился Марии Магдалине, а затем – её галилейским подругам. Тексты Писания, которые мы рассмотрим сегодня, возвещают о трех других явлениях Господа в тот день, в который Он воскрес. У меня нет сомнений в том, что эти явления, описанные евангелистом Лукой, несут в себе особую истину о воскресении. Если вы этого не увидели, вы можете прочитать главу 24 Евангелия от Луки в новом ракурсе. Следует обратить внимание на тот факт, что если бы в нашем распоряжении было только Евангелие от Луки, можно было бы подумать, что после своего воскресения Господь оставался на земле только один день, поскольку рассказ Луки начинается и завершается описаниями событий, которые, кажется, прошли в течение одного дня.

Описание дня воскресения начинается с женщин, которые увидели Его, и продолжается двумя учениками, идущими в Эммаус, наслаждаясь Его благословенным обществом, по-моему, по меньшей мере в течение нескольких часов. Далее следует тот факт, что Его уже видел Пётр и, наконец, Он представлен посреди своих многих учеников, открывает себя им, ест в их присутствии, учит их, дает им поручения, приводит их в Вифанию, а затем возносится на небо. Итак, если бы мы имели только Евангелие от Матфея, в котором нет описания Его вознесения, мы могли бы думать, что Господь все ещё на земле, а если бы мы не имели никакого другого Евангелия, кроме Евангелия от Луки, мы могли бы думать, как я только что отметил, что Его пребывание здесь длилось всего один день. В некотором смысле, это именно так и есть: фактически, сейчас длится день воскресения со всем, что его характеризует – с его благословением, свободой, радостью, с постижением Божьих замыслов и любви. Для христианина очень важно иметь ощущение, что он живёт в день воскресения.

Существует много поучительных и полезных истин, связанных с явлением Господа ученикам, собранным в горнице, и я вернусь к этой теме в другой вечер, рассмотрев ее в контексте Евангелия от Иоанна. Но есть особенные моменты, которые описываются только Лукой и которые следует внимательно рассмотреть. Его Евангелие особым образом представляет Господа в том, что я могу назвать человеческой стороной Его естества. И мы не должны забывать, что Он продолжает оставаться реальным, живым, сострадательным человеком — в такой же степени сейчас, в этот момент, когда я обращаюсь к вам, как и тогда, когда Он жил на земле в теле.

Многие святые не познали Его именно таким, и этим объясняется то, как тяжело они переживают несчастья, объясняется их уныние и депрессии в трудностях, через которые они проходят в жизни. Они не поняли, что воскресший прославленный Иисус — это тот самый Иисус, который в одиночестве прошел по земле, полный благодати и нежного сострадания. То, каким Бог есть в своей природе и естестве, было открыто во Христе, но при этом он также был реальным, живым, сочувствующим, добрым, полным любви, святым и при этом совершенным человеком. Он имел все глубокие переживания и чувства, присущие человеку, которые проявлялись в зависимости от обстоятельств по отношению к Богу или к людям. И если Он был совершенен в своей жизни в человеческом теле, когда ходил по наполненной страданиями земле, то Он остается неизменным и после воскресения. Доказательство тому мы видим в прекрасном описании, которое оставил нам Лука, показывая, как Он, воскреснув из мертвых, находит и утешает своих избранных в их разных состояниях, и все эти случаи пробегают перед нами, как события одного дня.

Теперь возникает вопрос о том, кто видел Господа третьим в этот день. Я не могу категорически утверждать это, потому что Писание об этом не говорит, однако прихожу к выводу, что Пётр был тем, кто видел Господа после женщин из Галилеи. Вы можете вполне резонно спросить меня, по какой причине я так думаю. Мы читаем, что когда двое учеников, направлявшихся к Эммаусу, возвратились в Иерусалим и пришли к собранным в горнице, они сразу услышали, что «Господь действительно воскрес и явился Симону» (Лк. 24:34) . Это были первые слова, которыми их встретили, как только они вошли, но это явление, очевидно, имело место раньше. Я объясню вам, почему я так думаю. Если Господь смотрит в этот вечер на кого-то больше, чем на других, то это то несчастное сердце, которое бесчестило Его, это тот, кто опозорил Его имя, огорчил братьев, играл на руку врагу, и больше всего, кто своим поведением увеличивал собственные страдания — как это делал Пётр. Я думаю, что если Господь смотрит на кого-нибудь с большим вниманием, то на отступника. Был ли Пётр отступником? Это не самый главный вопрос. Являетесь ли вы отступником? О братья мои, отступничество — это нечто очень ужасное.

Здесь важно отметить глубокий интерес Христа к тому, чтобы восстановить и исправить сердце, которое ошибалось в той или иной степени. Вы, возможно, не отказывались от Господа с клятвами, как Пётр, но если вы в прошлые дни знали Иисуса лучше, чем сейчас, если общение с Ним, Его любовь тогда были более важны и необходимы в вашей жизни, чем сейчас, то это происходит по той причине, что светские и телесные ценности привлекают и держат вас. Он хорошо знает, что ваше сердце несчастливо и беспокойно, и я скажу вам, что Он хотел бы сделать. Он хотел бы восстановить вас и сделать счастливее, чем когда-либо прежде. Если он не сделает этого, значит, это не тот Христос, которого я знаю.

Я не буду сегодня затрагивать вопрос восстановления Петра, потому что мы рассмотрим его подробно позже, в контексте седьмого явления Господа, когда произошло публичное восстановление этого ученика. То, что Лука записал здесь, было его восстановлением перед Господом на личном уровне. Однако публичное восстановление должно было произойти, что и произошло у Галилейского моря, как это записано в главе 21 Евангелия от Иоанна. У меня нет сомнения, что Петр именно тогда и там получил ощущение абсолютного восстановление во всех значениях этого слова.


А теперь давайте вернемся к двум ученикам, направляющимся в Эммаус. Я не знаю, существовало ли когда-нибудь более благословенное путешествие, чем это их путешествие с Иисусом. Я уверен, что некоторые из вас, — бесспорно, очень умные люди — скажут мне, что эти двое шли совсем не в ту сторону. Да, я не буду этого отрицать. Но мое сердце увлечено тем, что Христос идет вместе с ними, чтобы вернуть их на верный путь. Я не уверен, что они делали что-то слишком плохое, потому что, скорее всего, в Эммаусе был их дом.

У меня есть глубокое убеждение, что эти двое были мужем и женой. Скажу еще раз, вы можете сказать, что они покинули Иерусалим, который должен быть их центром. Я знаю, что вы имеете в виду, но когда Христос наполнил их сердца до краев, тогда 11 километров, которые они преодолели впоследствии, возвращаясь в Иерусалим, показались для них мелочью. Мы видим, как эти двое в определенный момент говорят Ему, что уже слишком позднее время, и Ему не стоит продолжать своё путешествие, однако, когда Он наполнил до краев их сердца, для них самих не было слишком поздно, чтобы снова пройти эти 11 километров, желая поскорее рассказать другим сладкую новость, которую они получили. Как пчелы, слетающиеся к улею после хорошего сбора солнечным днем, они поспешили присоединиться к другим ученикам, разделяя с ними замечательный нектар, который собрали.

А теперь давайте посмотрим, как это произошло. Весть о воскресении Господа, очевидно, разлетелась очень быстро. Мария Магдалина пришла и поведала свою историю. Её галилейские подруги тоже пришли и рассказали апостолам, что с ними произошло. Вы можете считать удивительным то, что рассказам этих дорогих преданных женщин не верили. Думайте, что хотите, но это было так. Дух Божий прямо говорит нам, что их свидетельства были расценены как «выдумка» (Лк. 24:11). Воскресение Иисуса, победа искупительной любви, свидетельство обо всём, что было совершено через Его смерть, — всё это воспринималось даже Его ближайшими последователями как некая выдумка, когда провозглашалось впервые. Не стоит удивляться существующему сегодня неверию. Вы только взгляните на неверие, распространенное даже среди народа Божьего сегодня в вопросе вдохновенности Священного Писания, и поэтому «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть!» (1 Кор. 10:12).

Мы читаем здесь: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус» (Лк. 24:13). То есть примерно 11 километров. «И разговаривали между собою о всех сих событиях» (Лк. 24:14). Их сердца были глубоко заинтересованы во Христе. Бог позаботился о том, чтобы сказать нам, о чём они разговаривали. Они не могли думать ни о чём другом, хотя я не сомневаюсь, что они были смущены всем, что произошло с Тем, кого они так любили. «И когда они разговаривали, и спрашивали друг друга, подошёл Сам Иисус и пошел с ними» (Лк. 24:15). Здесь я попрошу вас обратить внимание на короткое слово «сам». Я думаю, что это самое важное слово во всем этом разделе – «сам», «Он», «Его», «о Нём». Далее мы прочитаем: «...изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании» (Лук. 24:27). Ещё немного позже мы читаем такие слова: «Сам Иисус стал посреди них…» (Лк. 24:36). А еще через несколько стихов: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам» (Лк. 24:39). Великая истина состоит в том, что это был Человек после воскресения, тот самый Иисус, но воскресший. Это, безусловно, самая главная мысль, которую евангелист подчеркивает в этой главе.

В наше время существует много христиан, которые думают об Иисусе в контексте Его жизни и поступков, но в глубине души они не имеют общения с Ним. Почему? Потому что Иисус после воскресения кажется им каким-то другим Иисусом, более отдаленным. Что-то в Нём изменилось. Я не сомневаюсь, что именно поэтому Дух Божий говорит так чётко в послании Иоанна: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов!» (1 Иоан. 5:20-21). Я не думаю, что речь здесь идёт о земных кумирах. Имеется в виду, что необходимо избегать любого мнения о Боге, которое не находит досконального подтверждения в Иисусе, поскольку Бог открылся только в Нём. Если у меня есть такие мысли о Боге, которые не находят свое выражение в Иисусе, это значит, что в моем уме есть идол, а не истинный Бог. Поэтому я считаю, что по этой причине Дух Божий делает столь большой акцент на словах «Сам Иисус».

Что же побудило Господа присоединиться к этим путешественникам, следовавшим в Эммаус? Я уверен, что это было Его совершенное знание того, что происходило в их сердцах. Потому что так же, как и в случае восстановления отступника, Он спешит к святому, переживающему смятение, подавленность и смущение, чтобы поддержать его. Разве не приходил Господь и к вам много раз, когда вы были обеспокоены и смущены и не могли реально оценивать какие-либо события? Не приходил ли Он к вам и не помогал ли вам через своё Слово или используя кого-нибудь из своих служителей? Это похоже на то, что мы читаем в тринадцатой главе Евангелия от Иоанна, когда он взял сосуд с водой и полотенце и омыл ноги своим ученикам, чтобы позволить им почувствовать полный мир в своём присутствии.

Подобным образом Он делает всё, чтобы мы почувствовали, как Он любит нас. Есть ли у вас ощущение Его любви лично к вам? Вы говорите: «Я знаю, что Он любит Церковь». Вы можете знать это, но все же быть несчастным. Но когда вы постигаете то, что он «возлюбил меня, и предал себя за меня» (Гал. 2:20), всё переходит на личный уровень. Вы можете быть уверены, что Господь радуется, когда видит, что мы чувствуем Его расположение к себе, а также когда из наших сердец течёт любовь к Нему. Знаете, что он ищет? Два вида сердец. Кипящее сердце и пылающее сердце. Его не интересуют никакие другие сердца, а только эти. В Псалме 44 Он говорит о сердце, кипящем и пылающем любовью. К сожалению, очень часто наши сердца даже не согреты. Когда сердце пылает любовью, эта любовь будет вырываться наружу. Господь ищет именно такие страстные сердца. В упомянутом Псалме описывается сердце, из которого изливается любовь. Здесь мы видим, как она рождается. Вы скажете: «Я хочу, чтобы сердце моё пылало». Просто отправляйтесь в Эммаус вместе с Иисусом, и я гарантирую, что ваше сердце запылает, прежде чем вы туда доберётесь. Давайте ещё раз взглянем на двух путников в тот момент, когда к ним присоединяется Иисус. Мы читаем: «Глаза их были удержанны, так что они не узнали Его» (Лк. 24:16). Глаза многих святых «удержаны» сегодня. Вы когда-нибудь обращали внимание на тот факт, что их глаза были «удержаны» в стихе 16, а затем «открылись» в стихе 31. Дорогие мои, почему так произошло? Существует много вещей, которые могут вредить нашей душе и омрачать наше духовное зрение. Возможно, вы скажете, что эти двое просто не были очень образованными. О, я скажу вам, что может открыть глаза, — пылающее сердце. Когда ваша любовь искренняя, вы скоро сможете видеть. Иногда люди заявляют: «Мы не видим». Вопрос в том, хотите ли вы видеть. Если вы хотите увидеть ту или иную вещь, то вполне логично, что она отвлечёт ваше внимание от чего-то интересного, чем вы занимаетесь в данный момент. Я считаю, что где-нибудь в глубине сердца иногда мы просто не хотим видеть правду. Наши сердца очень похожи на Сепфору. Она сказала: «Жених крови — по обрезанию» (Исх. 4:26). Ей смерть нравилась не больше, чем вам или мне. Но она очень хорошо знала, что, для того чтобы не потерять мужа, необходимо обрезать сына. Она должна была принять смерть. Это очень важно — иметь «пылающее» сердце и «открытые» глаза. Пусть Господь даст их нам.

«И спросил он их: "О чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?"» (Лк. 24:17). Представим себе, что Господь встретил нас сегодня на нашем пути и спросил: «О чём вы говорите?». Уверены ли вы, что он увидел бы, что мы говорим о Нём, о Его интересах, Его делах? Очень хорошо, если это будет так. Если же нет, то нам только придется признать, насколько истинно было слово Господне: «А народ Мой забыл Меня, — нет числа дням!» (Иер. 2:32). Он же никогда не забывает нас — да будет благословенно Его имя.


После этого мы читаем: «Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в ненм в эти дни?». Вы, возможно, были удивлены, когда я раньше сказал, что, по моему мнению, эти двое были мужем и женой. Однако у меня есть очень хорошее основание считать именно так. В только что прочитанном стихе указывается имя мужа — Клеопа. Если обратиться к главе 19 Евангелия от Иоанна, то там мы прочтем, очевидно, о его жене: "У креста же Иисуса стояли Его мать, и сестра Его матери, Мария Клеопова, и Мария Магдалина" (Ин. 19:25) На это вы можете сказать мне, что этого нельзя утверждать. Да, но их приглашение Господу «останься с нами» (Лк. 24:29), показывает, что они жили вместе, и это почти наверняка. Кроме того, есть ещё одна причина, почему я так считаю. Вы знаете, почему Дух Божий в главе 15 Первого послания к Коринфянам, перечисляя свидетельства о воскресении Господа Иисуса, выбирает только пять из одиннадцати явлений? Обратитесь к этому отрывку и просто посмотрите, что я имею в виду.

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1 Кор. 15:3-7). Это только пять из одиннадцати раз, когда Его видели разные люди. Мария Магдалина не упоминается, её подруги из Галилеи тоже; не упомянуты двое, идущие в Эммаус, явление Господа в горнице первого дня, а также аналогичное явление на Галилейском море, когда Его видели семеро учеников, и явление в Галилее, описанное в главе 28 Евангелия от Матфея, — все эти случаи пропускаются. В каждом из этих шести случаев было продемонстрировано неверие в свидетельство о воскресении Христа, и в большинстве из них присутствовали женщины. По той или иной причине Богу было угодно в этом отрывке не вспоминать те явления, в которых присутствовали женщины.

Я делаю вывод, что в первый день недели, в горнице присутствовали женщины, а Фомы там не было (Лк. 24:33; Иоан. 20:19). Нам не говорится о ком-либо, кто присутствовал на следующей неделе, когда Он явился «двенадцати». В главе 24 Евангелия от Луки совершенно очевидно говорится не только о группе апостолов, потому что, во-первых, там не было Фомы, а также кроме апостолов там присутствовали и многие другие. Откуда такие выводы? Читайте стих 33. Очевидно, это было множество людей. Ученики, как правило, были вместе, и это отражает истину о церкви, среди которой был Господь. Однако я не хочу рассматривать этот аспект данной истины сегодня.

Итак, исходя из вышеизложенных рассуждений, у меня есть глубокое убеждение, что одним из этих двух, шедших в Эммаус, была женщина. И очень радостно видеть, что у них было одно сердце. Они общались и размышляли, когда шли, и Иисус был темой их разговора. Если вы состоите в браке, я надеюсь, что вы делаете то же самое. Это именно то, что должно быть у супружеских пар, и действительно великое благословение видеть, как Бог, давая нам описание этого чудесного события — воскресения, показывает мужа и жену с одним сердцем и одной душой. Они идут в свой дом, говоря о Его Сыне, и скоро сам благословенный Господь присоединяется к ним. Счастлив был этот дом в ту ночь и несчастны те дома, которые не таковы.


Итак, идем дальше. Клеопа отвечает на вопрос Незнакомца вопросом: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нём в эти дни?» (Лк. 24:18). Очень простой и очень трогательный ответ совершенно незнакомому человеку, который обратился к ним. У вас может возникнуть вопрос, почему они не узнали Его. Обратитесь на мгновение в главу 16 Евангелия от Марка, и я уверен, что вы поймете причину. «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили» (Мк. 16:12-13). Их свидетельству ученики не поверили, очевидно, так же, как они не приняли свидетельства «некоторых из женщин», которые «удивили» их, говоря, «что Он жив» (Лк. 24:22-23).

Возможно, именно по этой причине их глаза были «удержаны». Иногда Господь присоединяется к нам только для того, чтобы узнать, где мы находимся в истории наших душ. Он хочет, чтобы мы были настоящими и искренними. Мы можем быть лицемерными друг перед другом, представляя себя такими, какими на самом деле не являемся. В этом скрыта большая опасность. Но Он всегда хочет видеть истину. Он ищет истину, и я не думаю, что найдя её, — как Он нашел её в них — Господь гневается, хотя Он может упрекать за неверие. Но для Господа важно найти вас и меня на нашем пути истинными и настоящими. Я думаю, что Он ценит и дорожит этим. А что же Он обнаруживает у этих двоих? То, что, без всякого сомнения, было очень приятно для Его сердца — простодушную расстроенную пару, искренне и глубоко имеющую интерес к Нему и ко всему, что касалось Его. И это состояние дало Ему возможность начать общаться с ними. «Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чём? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом» (Лк. 24:17-19).

Неужели можно предположить, что его сердцу не было радостно услышать, как эта пара говорила о своих переживаниях и чувствах? Он любит слушать, как мы говорим о Нем! Разве вы не знаете, что написано в Ветхом Завете? «Но боящиеся Бога говорят друг другу, и внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал. 3:16). Двое уставших путников шли по своей тропе на земле, и Он прислушивался к их разговору. Он слушал, как они говорили о Нём прекрасными словами и описывали свои чувства к Нему, хотя они не узнали Его в тот момент. Иисус оказался очень заинтересованным слушателем, и наши путешественники продолжают: «...как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его» (Лк. 24:20).

Это было то, что сделал Израиль. А дальше они выражают неисполненные надежды своих сердец: «А мы надеялись было, что Он избавит Израиля». Они думали о Царе: они думали о славе и установлении царства; и я не сомневаюсь, что они были разочарованы и подавлены. Бывали ли вы когда-нибудь подавленными? Как это прекрасно, когда Господь приходит к нам и становится источником мира, радости и счастья для нашего угнетенного сердца: Он приносит благословенный ответ на многие вопросы, из-за которых мы бываем разочарованы или подавлены. Все их надежды, связанные с Ним, были разбиты Его смертью, и все выглядело совершенно безнадежно... Хотя они признают, что были удивлены некоторыми новостями, которым, скорее всего, не поверили.

«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив» (Лк. 24:21-23). Они рассказывают эту историю очень просто, и после всего сказанного добавляют: «И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели» (Лк. 24:24). Глубокий смысл заложен в этих четырех словах: «…но Его не увидели». Знаете, почему они не увидели Его? Они не стремились увидеть Его. Видели ли Вы Господа утром последнего дня Господня в церкви, когда было преломление хлеба? «О, это было довольно скучное собрание». То есть Христос был скучным? «Ну, вы знаете, всё просто было не слишком ярким». То есть вы не видели Его? Сказать вам, почему? Потому что вы не стремились увидеть Его. Вы пошли, чтобы встретиться с кем-то еще, или стремясь услышать голос кого-то другого. Христос не был единственным, кто притягивал вас к себе.

Много раз я видел святых, собиравшихся вместе на правильных началах, но всё же о них можно было сказать, что они «Его не увидели». Почему? Потому что они собирались не для того, чтобы увидеть только Его, и он позволял им увидеть плод их неверия. Знаете ли вы, в чём секрет счастливых, искренних, наполненных духом поклонения собраний? Они происходят тогда, когда каждый святой приходит только для того, чтобы увидеть Его, чтобы встретиться с Ним и поклониться Ему. В выражении «Его не увидели» скрыто серьезное обвинение. Каждый раз, когда вы идете из собрания, которое проводилось в Его имя, и вы на нём не видели Его, вы можете быть уверены, что это произошло не по Его вине; было бы большой ошибкой приписывать эту вину вашим братьям. Вы можете не сомневаться, что именно с вами было что-то не так. С вашей стороны было допущено нечто, что нужно было осудить.

Такое заявление наших двух путников заставило Господа сказать слова, которые мы должны проанализировать и принять к своим сердцам. «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24:25). Насколько же это точно описывает нас! Какими несмысленными и медлительными часто бываем мы, чтобы верить Слову. И Он продолжает: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:26). Давайте поставим себя на их место в тот день и подумаем, чего ждали иудеи. Согласно Писанию, всякий благочестивый иудей ждал Мессию, который придет с властью, установит царство и явит славу. Каким глубоким было их разочарование, и Господь это понимал. И хотя он упрекнул их за неверие, но только посмотрите, как ласково Он продолжает: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» Страдания и слава идут рядом. Читая Ветхий Завет, мы видим, что слава приходит через страдание — сначала страдание, а затем слава. А что мы видим, перейдя в Новый Завет? Я вижу Павла, который имеет глубокое понимание того, что значит знать Христа во славе, и потому готов к страданиям. Само познание Христа в славе заставило такого человека, каким был Павел, желать страдать за Христа.


«И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всем Писании» (Лк. 24:27). Я думаю, что Господь простит меня, даже если вы не простите, за такие слова, но мне бы очень хотелось быть там в тот день. Вам тоже, братья? Разве каждому из вас не хотелось бы стать четвертым в этой компании в тот день и услышать, как он «изъяснял им сказанное о Нём во всем Писании»? Почему иногда ваше сердце начинает гореть, а по щекам текут слезы радости, когда вы слушаете о служении Христа из уст одного из Его бедных слуг? Но представьте себе, каким благословением было бы услышать, как Он, проходя через всё Писание, начав от Моисея, указывал на символы, прообразы, тени, приношения и жертвы, выбирая то, что говорило о Нём, и истолковал это так, что их сердца начали гореть. Не нужно удивляться, что эти двое никогда раньше не встречали такого Незнакомца, они никогда не имели такого служения и никогда не имели подобного общения.

И этот невероятно прекрасный рассказ длился, пока они преодолевали расстояние в 11 километров. Мы хорошо понимаем, какой эффект он имел. Результатом этого служения Господа стало искреннее, открытое общение, и сердца двух путников потянулись к Незнакомцу, хотя они не имели ни малейшего представления, кем Он был. Он мог настолько хорошо говорить о Том, кто был самым дорогим для их сердца, что они желали, чтобы их общение длилось как можно дольше. Я не знаю никакого другого случая в Писании, которое ярче передавало бы результаты реального служения Христа.

Подобное общение всегда притягивает сердце ко Христу и к тому, кто служит таким образом. Они не знали Того, кто так глубоко и трогательно указывал им на Христа. Он наполнял их сердца радостью, рассказывая о том, кто был темой и свидетельством всего Писания. Он сделал Христа очень большой ценностью для их душ. Проповедь, которая этого не делает, ничего не стоит, из чьих бы уст она ни звучала — моих или кого-либо другого. Если её центром не является Христос, и если она не делает Его ещё более ценным для души, она напрасна. Следовательно, это то, что является результатом правильного общения.

Эта глава дает нам чудесную картину того, как Господь после воскресения открывает Писания своему народу. Сначала мы видим, что Он открывает их глаза (Лк. 24:31), а затем он раскрывает их ум (Лк. 24:45). Это удивительная глава Божественных «откровений» — глава 24 Евангелия от Луки, которая начинается открытым гробом, а заканчивается открытыми небесами. Продолжая исследовать её, мы читаем: «И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее» (Лк. 24:28). Как прекрасен этот жест. Христос никогда не навязывает нам своего общества. Он не навязывал его тогда, и он не делает этого сегодня. Я могу с уверенностью сказать вам, сколько Христа вы будете иметь в своём сердце, — ровно столько, сколько вы действительно хотите. «А Он делал вид, будто хочет идти дальше». И после этого я вижу правильную реакцию: «Но они удерживали Его, говоря: останься с нами...» (Лк. 24:29). Тактичность, которой Он всегда характеризовался и была одной из Его многих совершенных черт как человека, проявляется и здесь. Имел ли Он право войти в этот дом? Да. У него было такое право, но он не заявлял о нём. Вопрос заключался в другом: хотели ли они Его принять?

Он никогда не будет принуждать меня к общению с собой. Я не возражаю, что существует то, что можно назвать давлением благодати на грешника, но в отношениях со святым Он так не поступает. Желаем ли мы с вами общения с Ним? «Он делал вид, будто хочет идти дальше...» Мне кажется, что я их реально вижу. Сказали ли они что-то вроде: «Вот наш дом, может быть, ты зайдёшь?» О нет, это было совсем не так. Он говорит: «Я иду дальше». «Но они удерживали (или: принуждали) Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру». Им пришлось приглашать Его, возможно, многократно. Существует такое дело, как любовь Христа, которая понуждает нас [ср. 2Кор. 5,14, например, в пер. Кассиана]. Но здесь имела место любовь святых, понуждавшая Его. Вот такое взаимное понуждение.

Смотрим на продолжение: «И Он вошёл и остался с ними» (Лк. 24:29). О, как же радовались их сердца! С ними остался Тот, кто заставил воспламениться их сердца своим свидетельством, подобного которому они никогда раньше не слышали. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» (Лк. 24:30). Здесь Он, конечно, занимает своё законное место. Он должен быть хозяином дома. Теперь Он уже не гость. Всё принадлежит Ему. Что же Он делает, сидя за столом? «Он... взял хлеб, благословил, преломил и подал им». И тотчас приходит признание Его и Его власти. «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его». Вы можете спросить меня, была ли это Вечеря Господня? Не совсем, однако это было именно то, что должно иметь место в Вечере Господней. Он благословляет хлеб, ломает его и дает им. Это Его служение, касающееся сердца; благодаря ему открываются глаза, чтобы увидеть Его присутствие и Его красоту.

Я не знаю, что вы переживали в своей духовной истории, но лично я свободно признаюсь, что я никогда так не обретал познание наедине, в своей комнате, читая Библию или готовя проповедь на основании Писания, никогда так не познавал Бога или истину, как во время собрания и в преломлении хлеба, где присутствовал сам Господь, служивший за своим столом. Это нечто прекрасное — быть там, где служит сам Христос, а человек остаётся полностью в стороне. Результат приходит немедленно: «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его». Если вы ищете истину, вы получите её. Если вы действительно хотите того, что угодно Ему, хотите следовать за Ним, Он исполнит ваше желание. Так вышло и в этом случае.


Когда Господь, наконец, был узнан, «Он стал невидим для них». И мы читаем дальше: «И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:32). Это такое чудесное переживание — когда Писание открывается прямо с небес, потому что такого рода служение Христа всегда заставляет сердце пылать. Если приходит Дух Божий и открывает вашей душе Христа в Его любви, благодати, красоте и славе, вы можете быть уверены, что ваше сердце непременно откликнется. Если же оно останется равнодушным, вы можете вполне логично спросить, являетесь ли вы дитем Божьим вообще.

Достаточно легко заявлять о вере во Христа. Легко сказать: «Я христианин». Но если моё сердце не трепещет, когда слышит глубокие истины о Христе, я могу сомневаться в том, что я дитя Божье. Вы скажете: ты заставляешь наши сердца дрожать. Это хорошо: если они сначала задрожат, а потом начнут пылать, значит все в порядке. Если же они не пылают, тогда что-то не так. Если вы остаетесь наедине с Господом, и ваше сердце не начинает гореть, когда Он говорит с вами, вы можете не сомневаться, что с вами что-то в корне неправильно. Господь даёт нам немного больше, чем горящее сердце. Это сердце, которое сначала обращается к Нему в искренней любви, а затем даёт что-то другим. Это ещё одна особенность горящего сердца.

Часто ли вы говорите с другими об Иисусе? Если нет, тогда я боюсь, что ваше сердце не пылает и не кипит. Кипящий котел имеет способность выплёскивать своё содержимое. Мы хорошо знаем, как кипит котел, и если есть что-то в этом мире, что я люблю превыше всего, это святого, который кипит. Некоторые христиане, с которыми приходится встречаться, похожи скорее на большие глыбы льда. Они очень холодные. Да сохранит Бог вас и меня, чтобы мы не быть такими святыми. Я хочу общаться с таким святым, который растопит мою душу, коснётся моей совести, обогатит моё понимание и достигнет моего сердца. Это то, что я вижу в этом событии в день воскресения. Присутствие Христа оказало такое действие тогда и делает то же самое до сих пор. Посмотрите на реакцию двух учеников. Если бы это случилось с нами, то большинство из нас наверняка сказали бы: «У нас был сегодня такой красивый, благословенный вечер, и теперь мы можем просто сидеть тихо и наслаждаться всем, что мы услышали». Но не так поступили они. Остались ли они в своем доме? Что мы читаем после этого? «Встали они рано утром и отправились обратно в Иерусалим»? Возможно, так поступили бы мы, но не эта пара. «И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим». Несколькими часами ранее для их неизвестного Наставника было слишком поздно, чтобы продолжать путешествие, теперь же не было слишком поздно, и они не были слишком утомлены, чтобы снова преодолеть эти долгие 11 километров и поделиться с другими радостной новостью об Иисусе и Его воскресении. Они получили такое удивительное откровение, что должны обязательно поделиться им с другими. Это подлинное христианство: нести и делиться с другими всем, что Бог дал нашей душе, что мы знаем и чем наслаждаемся.

Дорогие мои братья, Бог хотел бы, чтобы мы с вами были больше похожи на эту пару. Живёт ли брат Клеопа и его супруга в вашей округе? Эта преданная и радостная пара, несмотря на то, что была ночь, возвратилась в Иерусалим, «и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними, которые рассказывали, что Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк .24:33-34). Они идут, чтобы рассказать свою новость, но когда они становятся на пороге, они обретают прекрасное подтверждение для своей собственной веры, потому что некоторые из присутствующих сразу же восклицают: «Господь истинно воскрес, и явился Симону!». Бог всегда даёт своё подтверждение душе, принимающей истину и откликающейся на неё.

«И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба» (Лк. 24:35). Часто ли вы участвуете в преломлении хлеба? «Один или два раза в год». Какая же вы, наверное, бедная, полуголодная овечка. Многие христиане говорят: «Мне больше нравится слушать проповедь». Я не сомневаюсь, что проповедь — это прекрасно, однако служение Слова никогда не должно вытеснять служение преломления хлеба. В одном служении преломления хлеба, соответствующего Божественному порядку, вы получите больше пользы для своей души, чем в пятидесяти проповедях. В Вечере Господней вы ощущаете прикосновение Господа. Вы получаете понимание Его любви и чувствуете Его благодать, как нигде больше. Я убеждён, что Дух Божий заложил глубокий смысл в это выражение: «...узнали Его в преломлении хлеба».

Чрезвычайно интересно то, что произошло после этого: Сам Иисус стал посреди них и сказал: «Мир вам!». Затем ученики могли убедиться в реальности Господа и Его воскресения, когда он позволил им прикоснуться к Нему и поел перед ними. Об этом событии я, по Божьей милости, буду говорить несколько больше следующим вечером.

Пусть бы результатом нашей совместной учёбы сегодня стало лучшее познание Господа, чтобы наши души могли в большей полноте наслаждаться Его любовью. Если Христос на какое-то время отдаляется от нас, хотелось бы, чтобы глубоко в своих душах мы почувствовали, что нет ничего лучше, чем находиться там, где Он. От того, кто вам служит, зависит всё в мире. Я иногда спрашиваю людей: «Кто ваш служитель?». Является ли им воскресший Господь во славе? Действительно ли это служение Святого Духа?

Для себя и своих коллег я хотел бы сказать такие слова: если наше служение не отрывает людей от нас самих и не направляет их ко Христу, это неправильное служение. Правильно то служение, которое делает Христа драгоценным для души и помогает ей приблизиться к Нему. Тогда вы видите, что Он занимает правильное место в чувствах своих любимых детей. Пусть бы ваши глаза и ваш разум были открыты, и тогда вы увидите, что день, в который вы живете, — на самом деле великий день, день воскресения. Двадцать четвертая глава Евангелия от Луки наполнена Христом; сердца учеников, о которых мы читаем, были поглощены Христом. Он был для них всем во всём, и результатом этого было то, что они поклонялись Ему и были исполнены радости (Лк. 24:51-52).