40 дней Господа Иисуса: Галилея и Вифания

Матфея 28

Явление в Галилее

Вы помните, как в прошлый раз я говорил, что после воскресения из мертвых Господь являлся одиннадцать раз. Семь из этих явлений мы уже рассмотрели — пять раз Его видели в первый день: Мария, женщины из Галилеи, Пётр, двое, шедшие в Эммаус, и собранные в горнице без Фомы. Через неделю Он явился им, когда они снова собрались вместе, при этом был также Фома, а затем семи ученикам «при море Тивериадском».

Однако кроме этих явлений были и другие, потому что в главе 15 Первого послания к Коринфянам Святой Дух называет некоторые случаи, которых мы не находим в Евангелиях. Об одном из них мы читаем: «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время» (1 Кор. 15:6). Возникает вопрос, совпадает ли это явление с тем, о котором упоминается в Евангелии от Матфея 28:16. Господь сказал женщинам: «Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:10). Эти слова были адресованы не «апостолам», а «братьям» Господа, и, по моему мнению, напрашивается сам собой вывод, что на это приглашение собралось довольно много людей. Ведь не только апостолы должны были пойти, чтобы увидеть его там, но все братья, многие братья. Любовь ко Христу, желание Его увидеть всегда будет манить искреннее сердце к тому месту, где он есть, и ничего другого Господу не нужно. Мы многого достигли своим интеллектом, потому что это в той или иной степени возвышает нас. Однако нам сказано: «...не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божья», — и можно не сомневаться, что это то проявление любви, которое Он ценит. Я склонен думать, что явление пятистам было отдельным случаем, и, вероятно, девятым.

То, что сказал Господь одиннадцати, представляет большой интерес и несет нам наибольшее утешение. Хотя Он тогда обращался к ним, Его слова имеют огромное значение и для нас сегодня: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Если мы постигли эту невероятно важную истину, мы не должны быть настолько бедны духовно, как часто бываем. Это печальное состояние часто объясняется тем, что мы не осознали, что Ему принадлежит вся власть, и она находится в распоряжении веры и любви. Поручение учить и крестить все народы, безусловно, особым образом касалось апостолов, но Его последние слова: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века!» (Мф. 28:20), — несут в себе глубочайшее утешение и поддержку для всех Его последователей с того дня и поныне. Хотелось бы, чтобы мы действительно могли полагаться на них в искренней вере. Надеждой наших сердец является то, чтобы быть с Ним. А что поддерживает нас сейчас? Он сказал: «Я буду с вами во все дни». Господь возвратится, чтобы взять нас туда, где он пребывает, но до того времени Он будет с нами здесь. Евангелие от Матфея заканчивается, показывая нам Господа среди Своего народа, говорящего: «Я буду с вами во все дни», — то есть Он остаётся здесь.

Теперь давайте обратимся к Евангелию от Марка и посмотрим, как завершается это Евангелие. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Обратите внимание на то, как Его душа желает, чтобы благословения, познанные Его учениками, познали и другие. Я очень хорошо знаю, что некоторые могут сказать, что эти слова касались апостолов. Да, в первую очередь их. Однако он обращался к своему народу в целом, и я уверен, что дух этих слов продолжает действовать. Опять же кто-то может сказать, что это не тот день, когда Бог работает среди язычников. Посмотрите, как начинается повествование Марка: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк. 1:1). Где и когда, по вашему мнению, эта Добрая весть должна быть провозглашена? Конечно, везде и во все времена.

Слуги Христовы сегодня почти всюду проповедуют нуждающимся, уставшим душам о Сыне Божием, и от всего сердца я говорю: «Господи, поддержи, ободри, помоги и благослови их». Я глубоко благодарен за каждого, кто, рискуя собой, имея искреннее и преданное сердце перед Господом, пошёл, чтобы рассказать уставшим душам в языческой тьме о славе Господа Иисуса Христа и о том, что он сделал. Легко другим, менее преданным, оставаться дома и критиковать их работу. День Господа покажет, чей путь для Него приятнее. Поручение, записанное Марком в главе 16, очень простое: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет». Результатом принятой с верой проповеди станет искреннее признание Его имени, которое, в свою очередь, приведёт к крещению, которое совершится также во имя Господа. Бесспорно, эта миссия в первую очередь касалась апостолов, однако кто решится сказать, что она прекратилась с их смертью?

Евангелие от Марка заканчивается так, как можно было ожидать. Труд искреннего слуги вознаграждается. «И так Господь, после беседования с ними, вознёсся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). А теперь посмотрим на разницу: о Нём не говорится, что Он остаётся на земле, как у Матфея. Он справа от Бога, вся власть сосредоточена в Его руках, и он даёт нам благодать и поддержку через своё присутствие в то время, когда мы идем по земле. Вся власть находится в руках помазанного Человека справа от Бога, на которого должны быть устремлены наши глаза постоянно. «А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии...» Где проповедуем мы с вами? В этих словах заложен важный урок, и мы можем получить большую поддержку для себя. Если Господь побудил вас идти проповедовать Его слово, и вы в простоте проявляете послушание Его водительству, то непременно увидите Господа, который трудится с вами, как Он был с ними тогда. Христос царствует, находясь справа от Бога, а также работает вместе со своими последователями на земле — этой важной мыслью заканчивается Евангелие от Марка. Итак, Евангелие от Матфея заканчивается описанием Христа, остающегося на земле, Марка — описанием Христа, царствующего на небе, Луки — Христа, возносимого с земли, а Иоанна — описанием Его возвращения на землю.

Явление в Вифании

Давайте ещё раз обратимся к главе 24 Евангелия от Луки. Одна из замечательных особенностей этой главы состоит в том, что она даёт нам описание последнего случая, когда благословенный Господь был со своими на земле. Если бы мы имели только это Евангелие, как я уже говорил раньше, мы могли бы подумать, что все события, упомянутые в этой главе, происходили в течение одного дня. В духовном смысле это действительно один день, день воскресения, и он носит один конкретный характер. Следует обратить внимание на записанные здесь важные истины, касающиеся Писания: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний», — эти слова были записаны в этот день (Лк. 24:45). Также Он говорит Своим ученикам: «Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44).

Я хотел особо подчеркнуть для вас важность Писания — книг Ветхого Завета. Мы не сможем постичь реальное значение Божьих истин, если не будем крепко держаться всего Его слова. Я часто слышу, как об этой части Божьего слова говорят пренебрежительно. Посмотрите, как говорит о ней Господь Иисус и ставит печать своего утверждения на всём Писании. Идя с двумя учениками в Эммаус, как мы уже видели, Он «…изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании» (Лк. 24:27). Какими замечательными, наверное, были эти два часа пути! Замечательно было слушать, как Он открывает и объясняет отрывки Писания, говорящего о Нем, — объясняя прообразы, символы и тени. Это были незабываемые минуты!

Заметим теперь почему, пребывая в кругу своих учеников, Он открывает Писание и открывает их разум. Они в то время ещё не получили Святого Духа, мы же Его получили, поэтому Господь ожидает, что разум христианина открыт. Почему мы часто не понимаем? Потому что появляется нечто, препятствующее нашим душам учиться у Христа. Ученики же имели удивительную возможность быть умудренными Господом, и все собранные, как апостолы, так и все остальные ученики, как мы уже видели, получили важное поручение, когда он сказал им: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима».

Обратите внимание, что им было поручено проповедовать «всем народам» — как записано в Евангелиях от Матфея и Луки, и «по всему миру» — как отмечено в Евангелии от Марка. Это достаточно широкое поле. Это обязанность отдельно взятого служителя, который берёт на себя ответственность выполнять поручение Господа. Несомненно, Он не сказал это Церкви, потому что Церковь не учит и не проповедует; Церковь учится и ей проповедуется. Это было сказано каждому верующему человеку в частности, потому что служение есть практическое применение дара, которым Христос наделяет верующих индивидуально. Он дает этот дар и только Он может руководить Его применением. Он «держит семь звёзд в деснице Своей» (Откр. 2:1), потому что они принадлежат Ему и только Ему одному, поэтому человек, имеющий какой бы то ни было дар, отвечает только перед Господом за его использование.

Кроме того, обратите внимание, что покаяние и прощение грехов должно было проповедоваться, «начиная с Иерусалима». Иерусалим был худшим местом, где Он был распят. Заметим также, кому он говорит: «Вы же свидетели сему». Это не были только одиннадцать, собранных вместе, когда Господь пришёл и явился среди них, а потому это не была исключительно группа апостолов. Необходимо помнить об этом, поскольку Писание очень чётко об этом говорит: «И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [апостолов] и бывших с ними» (Лк. 24:33). Да, апостолы были там, однако кроме них были и те, что с ними; я думаю, что и двое из Эммауса присоединились к ним, а уже потом к этому собранию приходит Господь и открывает свои истины, наконец говоря: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). Они должны были ждать сошествия Святого Духа. Мы не должны ждать Его теперь, потому что Святой Дух уже пришёл от Помазанного мужа, пребывающего во славе, и с Ним пришла сила для всего, что мы призваны делать как дети Божии и служители Господа Иисуса Христа. К сожалению, мы часто огорчаем Святого Духа из-за того, что даём волю плоти, а течение реки живой воды, о которой говорил Христос (Ин. 7:38), замедляется или останавливается.

В чем причина этого? Я недавно читал о городе, который снабжался прекрасной чистой водой из большого горного озера, однако однажды вода остановилась. Люди пошли, чтобы посмотреть, не высохло ли озеро, но убедились, что с ним все было, как раньше, и источники продолжали вытекать. Потом кто-то прислал анонимное письмо, в котором был совет поискать пробку в водопроводе, который подавал воду в город. Это было то, что сдерживало воду, и когда это препятствие было устранено, вода потекла снова. Не кажется ли вам иногда, что в нашем водопроводе образовалась пробка? Спросите у своего сердца, что это за пробка, которая образовалась в вашем «водопроводе» и мешает вам быть искренним живым христианином, несущим Христа всему миру и являющегося источником благословения для всех. Я задаю себе такой вопрос. Давайте выймем свои пробки. Моя рука не может вынуть вашу пробку; мы должны обратиться к Господу лично, каждый в отдельности, чтобы Он мог убрать всё, что мешает потоку воды живой. «Реки живой воды» должны течь через нас, неся обновления и благословения для других. Как мало мы понимаем пути, посредством которых Господь может использовать нас как каналы связи между Ним и нуждающимися душами! Это вопрос не столько дара, сколько духовного состояния. Часто слишком много придают значения человеку, имеющему дар, и святые кладут слишком много на плечи тех, кто наделен дарами. На самом деле это вопрос посвящения Христу и такой практической жизни, которая не огорчает Духа. Если мы будем в таком состоянии, Господь сможет использовать нас, потому что благодать важнее дара.

Ученики должны были ждать, пока они не будут облечены силой. Нам не нужно ждать этого сейчас, потому что Дух Святой пришёл и пребывает во всяком, кто уверовал в Господа Иисуса Христа. Верующий имеет всю силу, поэтому сейчас говорить о слабом христианине неуместно. Бессильный святой — это аномалия, и о таком не говорится в Писании. Если мы с вами наполнены силой Святого Духа, то не будем говорить о слабости, мы вообще не будем говорить о себе. Мы должны быть наполнены Христом, и из нас будет течь «живая вода», то есть Христос будет проявляться в нашей жизни и свидетельстве, и это будет влиять на других и приносить благословение.

Дав своим ученикам поручения и пообещав им Духа, Иисус вывел их за город в Вифанию. Почему именно в Вифанию? Судя по всему, это было место, которое Он любил. Там Его с любовью принимали и заботились о Нём (Лк. 10:38). Там Мария сидела у Его ног и слушала Его слово, и именно там была явлена ​​Его слава как Сына Божия, когда Он воскресил Лазаря (Ин. 11:4-40). Также в Вифании Ему «приготовили ужин», и Мария помазала миром Его ноги (Ин. 12:1-3). Оттуда Он пошел в Иерусалим, где мог бы принять царство и корону, если бы Его народ дал их Ему. Однако они не сделали этого, и Он вернулся в Вифанию (Мк. 11:1). Это было место, где он был очень желанным и дорогим, где были сердца, которые по-настоящему любили Его, и Он ценил эту любовь.

Думаете ли вы, что Он изменился с тех пор? Или в чём-то стал другим? Если Он сейчас сидит справа от Бога, то неужели вы думаете, что он безразличен к биению вашего и моего сердца? Я не верю, что это так. В первой главе Деяний апостолов ангел говорит о Нём «Тот Иисус». Где он был вчера? В Вифании. Где он сегодня? Справа от Отца. Где он будет завтра? Возвратится в Вифанию (Деян. 1:11: Зах. 14:4). Что Он тогда снова найдет? Сердца, которые любят и ценят Его. Он пришёл на землю, родившись в Вифлееме, чтобы исполнилось написанное. Он ушёл с земли из Вифании, где Его окружала атмосфера признания и любви, и где Ему отдавали большое уважение.

Это был последний раз, когда принадлежавшие Ему были собраны вокруг Него на земле, а затем Он, «подняв руки Свои, благословил их. И когда Он благословлял их, то начал отдаляться от них и возноситься на небо». Он возносится с поднятыми в благословении руками — как священник. В Евангелии от Марка Он возносится как верный Слуга, которого почитает Бог. Лука же, как мне кажется, описывает Его вознесение именно в священнической природе — Его руки подняты в благословении. Опускались ли они когда-нибудь? Конечно, нет. Мы читаем, как происходило сражение между Израилем и Амаликом: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17:11-13). Ни Аарон, ни Ор не нужны, чтобы поддержать руки Благословенного, о котором я говорю. Его руки никогда не становятся тяжёлыми. Он не прекращает благословлять с тех пор, совершая удивительное служение любви, заставляющее сердце трепетать от радости.

Наши руки иногда опускаются, и потому нам говорится: «…укрепите опустившиеся руки» (Евр. 12:12). Почему наши руки опускаются? Потому что наши глаза не устремлены только на Него. Источником постоянной силы есть Христос. Кто-то очень правильно сказал: «СЕКРЕТ МИРА ВНУТРИ И СИЛЫ СНАРУЖИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ БЫТЬ ЗАНЯТЫМ ТОЛЬКО ХРИСТОМ». Я бы хотел, чтобы эти слова вы выбрали девизом своей жизни.

Евангелие от Луки заканчивается служением поклонения — надлежащим завершением прекрасных «сорока дней», которые мы рассматривали. «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И постоянно они пребывали в храме, прославляя и хваля Бога» (Лк. 24:52-53). Всё именно так, как и должно быть. Евангелие от Луки — это Евангелие радости: на его страницах очень много о ней говорится. Оно начинается, продолжается и заканчивается радостью (Лк. 1:14,44; 2:10; 10:17; 15:7,10,23; 24:52). Покажите мне безрадостного христианина, и я сразу же покажу вам слабого христианина. Возможно, вы скажете: «Ты не знаешь моих обстоятельств». Да, обстоятельства бывают сложными, но благословенный Господь, вознесшийся на небо, знает всё о ваших и моих обстоятельствах, и Дух Божий сказал: «...радость в Господе это ваша сила» (Неем. 8:10). Нам нужно окунуть свою ногу в елей, как Асир, и тогда нас будут радостно принимать наши братья, Мы убедимся в правдивости слов: «...сила твоя как все твои дни» (Втор. 33:24, 25, так в немецком переводе). Радость и сила всегда идут рядом. Мы должны развивать дух, который наполнял учеников в только что рассмотренном случае. Господь благословил их, а они прославили Его в этот миг; потом они вернулись в свои дома, исполненные радости. Разве не было это приятно Господу? Такой пример учеников должен побуждать наши души стремиться походить на них во всех наших поступках и тропах на земле.

Мы узнаём немного больше об этом трогательном моменте в Деяниях апостолов. Там мы читаем: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели [скорее: пристально смотрели] на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Этот Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Здесь они смотрели на небо пристально; в Деяниях 2:42 читаем, что они постоянно [были] в общении, в Деяниях 7:55 Стефан тоже пристально посмотрел на небо. Это очень важная вещь — быть бдительными и постоянными; к сожалению, мы часто утрачиваем как первое, так и второе, а потому не имеем силы. Ученики слышат благословенное известие, когда пристально смотрят вверх. «Этот Иисус» вернется в силе на облаках небесных. Ангелы говорят им: «Этот Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Он вернется, чтобы выполнить все замыслы и намерения Бога, которые Он имеет по отношению к земле.

Но прежде чем это произойдет, случится ещё кое-что для вас и меня, братья мои. Он придёт, чтобы взять нас в то место, в котором находится сам. Я не думаю, что мы должны рассматривать надежду Церкви, то есть пришествие Господа за нами (как оно описано в 1 Фес. 4:15-17), как событие, которое просто выведет нас из того места, где мы переживаем трудности. Мы должны желать здесь жить для Господа. Это благословенное дело — продолжать жить для Него, и это очень серьёзно, если ваша жизнь оборвётся в половине ваших дней.

Дорогие друзья, вы в пути? Тогда вы можете получить силу и благодать с небес, которые будут поддерживать и укреплять вас там, где вы находитесь. Павел мог сказать: «Я всё могу в укрепляющем меня» (Флп. 4:13). Христос был его вдохновением в каждом испытании. У него было желание умереть и быть со Христом, однако Он знал, что другим христианам было нужно, чтобы он остался и поддерживал их (Флп. 1:23-24).

Но благословенный Господь вернётся за нами, и пока мы Его ждём, Он хочет, чтобы наши сердца наслаждались Его любовью и искренне любили Его в ответ. Он вернётся в тот мир, который Его не принял, но где он утвердит свою власть, а имя Его будет прославлено от края до края и признано каждым языком. Но прежде чем наступит этот день, Он придёт за своей Церковью, чтобы взять её к себе в то место, где царит любовь. Когда это произойдет, это будет невероятно благословенное мгновение!

На этой ноте мы завершаем наш обзор этого яркого периода продолжительностью сорок дней. Последние два отрезка времени под названием «сорок дней» в Писании превосходят все остальные по богатству и разнообразию уроков для наших душ. И разве могло быть по-другому, если они раскрывают пути Того, Кто есть «Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец»?

Если первые периоды по «сорок дней» говорят о непреходящем Божьем суде над грехом первого человека, который потерял всё, проявив произвол, то последние «сорок дней» описывают победу и отражают заслуженную славу последнего Адама, Который исправил всё своим послушанием в исполнении воли Бога. Все Божьи замыслы и цели от вечности сосредоточены в том, кто был человеком Божьих целей. То, что мы смогли увидеть в Его жизни, смерти и воскресении, раскрывает нравственную славу и личную ценность Иисуса таким образом, что это может увлечь наши сердца, привлечь их к Нему и сделать Его объектом нашего глубокого посвящения.

Давайте же не будем ни на минуту забывать, что сейчас у нас есть единственная возможность показать нашу любовь к Нему. Жизнь скоро закончится для каждого из нас. У нас есть только одна жизнь, поэтому давайте будем жить для Иисуса. Чудесные слова сказал апостол Павел: «Ибо любовь Христова объемлет [скорее: понуждает] нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:14-15). Это правильное, мудрое решение, и человек, действительно познавший вкус благодати Господа, будет стремиться, чтобы оно стало правилом его жизни. Мы живём в то время, когда глубокое искреннее посвящение Христу крайне необходимо.

Пусть к вам и ко мне прозвучит Его призыв: «Ты иди за Мною!», и чтобы мы могли посвятить всё, что у нас есть, Ему и Его служению. Вскоре мы услышим Его благословенный голос, призывающий нас в небо, где мы увидим Его и всегда с ним будем. Каким благословением будет тогда услышать эти слова Его: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25:23).