Иоан. 20:24-31; 21:1-25
Фома — движение по нисходящей
Отрывки, которые мы прочитали сегодня, описывают шестое и седьмое явление Господа своим ученикам после воскресения, хотя вы, возможно, заметили, что о последнем явлении в главе 21 сказано: «Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мёртвых» (Ин. 21:14). Это действительно третий раз, описанный Иоанном, потому что мы уже увидели, что Он открылся в день воскресения пяти разным лицам или группам людей.
То, как Иоанн представляет Господа после этого, чрезвычайно интересен; и у меня нет сомнений в том, что в трёх явлениях, которые описывает только Иоанн, Дух Божий целенаправленно представляет нам три обширных круга истины. На прошлой неделе, говоря об этой главе, мы видели Господа среди своих учеников. Это было прообразом Церкви в настоящее время, места привилегий, которое Христос дает нам здесь, на земле. Очень важно заметить, что в то время как Иоанн особо указывает на то, что можно назвать небесной истиной и небесными отношениями, он подчёркивает, что эта истина и эти отношения должны стать известными и познанными в радости на земле. Многие святые думают, что они получат прекрасное благословение в будущем. Однако важная тема, которую развивает Иоанн, — это то, что всё это должно быть открыто и познано практически уже на земле. Это откровение о том, каким Бог открыл себя уже сейчас, пока Церковь находится на земле. То есть мы имеем раскрытие того, каков Бог, и осознание пребывания в Божьей милости во время земной жизни.
Служение Павла совсем другое. Он представляет нас перед Богом как тех, кто пребывает во Христе, там, где Христос находится сейчас. Иными словами, Иоанн приводит Бога на землю, Павел поднимает человека на небо. Обе эти истины верны и обе необходимы. Поэтому, я повторю, у Иоанна мы видим, чтó мы, как христиане, должны знать и чем наслаждаться в настоящее время. Если мы действительно постигли замыслы Бога, мы должны знать, что значит быть собранными вместе как Его дети, наслаждаясь Его милостью, руководствуясь Его Духом и имея самого Господа между нами.
Фома не присутствовал в том случае, который мы уже рассмотрели, когда Иисус пришёл впервые к своим ученикам, собранным вместе. Мне кажется, что он потерял очень многое, пропустив эту встречу. То, что мы пропускаем собрание, в нашем понимании может выглядеть чем-то незначительным, но Фома в тот вечер пропустил нечто очень важное. Бог часто дает нам важные уроки на примере того или иного человека, и Фома не исключение. Вы когда-нибудь исследовали историю Фомы? Она поражает меня движением по нисходящей. Впервые он упоминается только благодаря тому факту, что он был призван Господом стать одним из апостолов (Мф. 10:3). Иоанн упоминает его четырежды. В первом случае мы читаем: «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с ним» (Ин. 11:16). Здесь он представлен преданным человеком. Только ревностный человек, имеющий преданное сердце, может сказать: «Давайте пойдём с Господом, даже если это будет стоить нам жизни».
Далее мы перейдём к главе 14-й. «Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Ин. 14:5). Здесь Фома характеризуется невежеством. Он мог знать. Если бы его разум был широко открыт ко всему, что он слышал, он не был бы таким невеждой. Каким же мы видим его здесь, в 20-й главе? Я не знаю, почему он не был на первой встрече, но Бог позаботился о том, чтобы сообщить нам, что тогда он был «отсутствующим Фомой», и, как следствие, стал недоверчивым, неверующим Фомой. Я не сомневаюсь в том, что Бог из-за его неверия преподал очень полезный урок многим душам, однако само это событие не назовёшь приятным. Неверие никогда не выигрывает. Когда ученики сказали Фоме: «Мы видели Господа», — он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Я нисколько не сомневаюсь в том, что он является олицетворением иудеев, которые не уверуют до тех пор, пока не увидят Господа в будущем.
Перейдя к следующей главе, мы видим его среди семи учеников, пошедших ловить рыбу, хотя они, как мы знаем, не имели никакого успеха и ничего не смогли поймать, несмотря на все старания (Ин. 21:2). Надеюсь, я не буду слишком несправедливым, если назову его непослушным Фомой. Это человек, который начинает преданностью, заканчивает непослушанием, а между этим проявляет невежество и неверие. Он двигается по нисходящей. Однако он упоминается еще раз (Деян. 1:13-14), а потом мы его видим на десятый день на молитвенном собрании — лучшем месте в мире, чтобы исправиться, если мы споткнулись. О, друзья мои, можно очень легко скатиться вниз, если мы не бодрствуем. «Бодрствуйте и молитесь» — вот слова, которые мы все должны помнить.
А теперь попробуем извлечь урок из шестого явления Господа. «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» (Ин. 20:26). Прежде всего, обратите внимание, какое особое ударение Господь делает на первом дне недели. Некоторые люди имели определённые трудности в понимании того особого места, которое отводится дню Господню в Писании. Я не думаю, что есть такой человек, который, внимательно читая Священное Писание, может не увидеть то место, которое Бог отводит этому дню. В первый день недели Мария из Вифании помазала Господа (Ин. 12:3). Господь дважды являлся Своим ученикам, которые были собраны вместе, и каждый раз это было в первый день недели (Ин. 20:19-26). В первый день недели Дух Святой сошел в день Пятидесятницы, и образовалась церковь (Лев. 23:17; Деян. 2:1-4). В первый день недели «ученики собрались для преломления хлеба» (Деян 20:7). Мы также читаем в Откровении, что говорит Иоанн: «Я был в Духе в день Господний» (Откр. 1:10), и этот термин — день Господень — Дух Божий привязывает именно к первому дню недели.
Мне вряд ли нужно напоминать, что многие говорят о дне Господнем как о субботе. Однако это не подтверждается Писанием. Мы должны следить, чтобы наши слова соответствовали Библии. Когда Писание говорит о субботе, имеется в виду последний день недели. Иудеи отдавали Господу седьмой, последний день недели. Христианин отдает Господу первый день недели. И, конечно же, мы должны ставить день Господень на более высокий уровень в вопросе святости, чем суббота для иудеев. Суббота должна была быть посвящена исключительно для Господа и Его служения. К величайшему сожалению, не всегда так бывает с народом Господним сейчас. Причины этого не нужно искать далеко. Если святые имеют постоянную привычку дышать светской атмосферой, для них совсем несложно впитать в себя то, что их окружает, но я не думаю, что это принесет нам пользу или прибыль, возлюбленные братья. Я говорю эти несколько предостерегающих слов только мимоходом, потому что, если тонкий конец клина попадает в бревно, то вскоре может расколоть его надвое, и если наша мысль по поводу дня Господня заимствована из мира, потери неизбежны. Это день, который мы должны посвятить исключительно Его интересам.
Это был день, который Господь избрал, чтобы явиться Своим избранным, и мы должны благодарить Бога за такую привилегию, предоставленную нам. Конечно, из этого не стоит делать заключение, что преломление хлеба должно предшествовать всему остальному в этот день, как некоторые считают. Очевидно, что преломление хлеба происходило вечером, например, в церкви в Троаде (Деян. 20:7). Какое еще служение Господу могло совершаться в этот день, нам не говорится, но я не думаю, что служители и святые Господни просто сидели без дела в своих домах первую половину дня. Вовсе нет. Что касается нас, то преломление хлеба может происходить в полдень или раньше, но главное в том, что этот день должен быть посвящён Господу и мы должны быть глубоко благодарны Богу за то, что он сохранил для нас, на земле, на которой мы живем, день Господень в любой мере его библейского характера.
Давайте сейчас рассмотрим интересный случай, когда, явившись во второй раз Своим собранным вместе святым, Господь говорит: «Мир вам». Отметьте, что должно было характеризовать церковь. Это был мир. Это снова собрание церкви, и Фома тоже присутствует. Первое слово, произнесенное Господом, снова слово «мир». Он приглашает их в благословенную атмосферу своего присутствия — и чем Он дышит? Миром — атмосферой покоя, где Бога знают и радуются Ему.
Затем Господь обращается к Фоме, говоря: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:27-28). Он склонился в поклонении. Он действительно искренне поклонился в тот момент. Перед этим он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Эти слова побуждают Господа добавить: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). По-моему, в этом случае блаженные — это те люди, которые составляют церковь Бога в настоящее время, пока Господь отсутствует.
Фома здесь олицетворяет иудеев, которые не уверуют в Господа, пока не увидят Его. Писание во многих местах ясно утверждает, что вскоре они Его увидят. Например: «Воззрят на Того, Которого пронзили» (Зах. 12:10; Ин.19:37). Другой отрывок: «... и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Еще один стих: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его...» (Откр. 1:7). Мы находимся среди благословенных людей, которые приняли свидетельство Бога об Иисусе, хотя мы не видели Его. Но иудеи не поверят в Него до тех пор, пока он вскоре не явится во славе, и тогда Израиль, как целое, безусловно, приведенный Богом, поклонится Ему. Они уверуют в Него, будут радоваться в Нём и признают Его, как это Фома делает здесь. Тогда исполнятся слова Писания: «...и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:26). Фома в этом случае является прообразом, открывающим нам ту истину, что иудеи, отказавшиеся поверить, и даже более того, отвергшие благословенного Господа Иисуса Христа, вскоре будут приведены в Его присутствие, и тогда они признают Его как Господа и Бога.
В контексте этого второго явления, описанного Иоанном, добавляются ещё несколько очень интересных слов. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:30-31). Человек, который сейчас верит, что Ииcyc — это Христос, Сын Божий, имеет жизнь через Его имя. Дух не говорит здесь, что вы знаете, что имеете жизнь — это приходит позже; но интересно отметить, что то, что было написано, было написано именно с этой конкретной целью — чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий. И каков же будет результат? Человек, который действительно верит, что Иисус — это Мессия, Сын Божий, получает жизнь через Его имя. Эта жизнь дается суверенной благодатью Бога.
Когда мы обратимся к посланию Иоанна, то здесь Дух идет немного дальше. «Это написал я вам, верующим во имя Сына Божия, чтобы вы знали, что вы имеете жизнь вечную» (1 Ин. 5:13 в переводе Кассиана). Здесь уже подчеркивается не тот факт, что мы получаем жизнь через веру в Него, но то, что мы должны знать, что она у нас есть. Это благословенный удел каждой души, которая верит в Господа Иисуса Христа, уже сейчас: знание того, что она имеет, уже сейчас, вечную жизнь. Я не утверждаю, что все верующие в полной мере наслаждаются этим, но они должны знать об этом. «Имеющий Сына имеет жизнь» (1 Ин. 5:12). Постигли ли мы это в полноте — это уже совсем другой вопрос. Однако для каждой души чрезвычайно важно осознавать одно: «У меня вечная жизнь». Ни один святой на земле сегодня не наслаждается в полной мере вечной жизнью, но мы будем наслаждаться ею в полноте, когда придём в то место, где находится Христос. Вечная жизнь — это прекрасная вещь, и владеть ею в силе Святого Духа, значит жить в благословенной атмосфере любви и познания Отца, имея отношения с Отцом, в которых сейчас пребывает Христос как воскресший Человек.
Явление семи ученикам
Сейчас мы перейдем к третьему явлению Господа после воскресения, чудесным образом описанного нашим евангелистом в 21-й главе. В первом мы увидели церковь Бога, получающую наставления. Во втором мы видим иудеев, которые верой принимают Его и поклоняются Ему. Третье явление, безусловно, изображает перед нами будущее благословение язычников. Многие говорят, что эта глава содержит определенную тайну. Справедливо считается, что эта глава с её содержанием является своеобразным дополнением к Евангелию. Символически Бог показывает еще одну, будущую область и место, где Христос будет источником каждого благословения. Он не только благословил церковь, не только в будущем благословит иудеев; приближается то время, когда все язычники также поверят в Него. В своей суверенной благодати он выведет из языческих народов тех, кто сейчас в темноте.
Это прообраз царствования Господа, когда наступит глубокое, богатое, полное благословение для тех, кто сейчас не имеет с Ним никакой связи. Они представлены здесь большим уловом рыбы. Обратите внимание, когда ученики принесли рыбу на берег, невод не прорывался. В будущем, когда все будет находиться во власти Христа, не будет никаких проблем. Итак, то, что мы имеем в этих трёх явлениях, трактуется очень просто: церковь, иудеи и язычники, и все они благословлены Христом. Я думаю, мои дорогие друзья, что это диспенсационный1 аспект этих трёх явлений. Теперь я хочу перейти к практическим путям, которыми представленная здесь истина может применяться непосредственно к нашим душам.
«После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так...» (Ин. 21:1). Следует обратить внимание на то, какое ударение делает Дух Божий на этом явлении Господа. «Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской (человек без лукавства, как сказано в главе 1 Евангелия от Иоанна), и сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн), и двое других из учеников Его» (Ин. 21:2). Как же эти ученики оказались аж «при море Тивериадском»? Мы очень хорошо помним, что Тивериадское море было местом, где они родились и выросли. Зеведей, отец Иакова и Иоанна, имел там свой крупный рыболовецкий бизнес. Когда Господь впервые призвал Андрея и Симона, а спустя некоторое время Иакова и Иоанна, об этом сказано: «И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1:20). Как эти ученики вновь вернулись на это историческое основание?
Вы, конечно, помните, что Господь сказал женщинам из Галилеи: «Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:10). У меня нет сомнений, что именно эти слова побудили их прийти на то место, где они встретились с Иисусом. Они отправились в Галилею и там ждали, когда он явится. Очевидно, Он заставил их подождать. А какую позицию сегодня занимаем мы? «Мы ждём пришествия Господня», — ответите вы. Да, но что происходит в это время? Мы подвергаемся испытанию, как подвергались и эти семеро. Когда они пришли на место, вызвавшее у них много воспоминаний о прошлых событиях, к Галилейскому морю, которое искрилось и поблёскивало чистыми волнами, увидели свои старые лодки и неводы, у них появился соблазн заполнить время своего ожидания явления Господа ловлей рыбы. То, что доминировало в нашей жизни до нашего обращения, может снова начать брать над нами верх, если мы не будем бдительны.
Это то, что произошло с семью учениками в этом случае. Разве Господь не призвал их от рыболовства? Разве Он не собрал их вокруг себя, сказав: «...сделаю вас ловцами людей» (Мк. 1:17)? Некоторые из вас скажут: «Это было вполне естественно, что они пошли ловить рыбу». Ах, то, что мы с вами отбросили в первом порыве чувств ко Христу: привычки, манеры, то, чем мы были полны, пока Христос не встретил нас, — это те опасности, которые нам нельзя недооценивать, и, если мы не будем бдительны и осторожны, можно не сомневаться, что придёт день, когда мы снова столкнемся с ними, и они полностью захватят нас.
Случай, который мы рассматриваем, является яркой иллюстрацией этого принципа. «Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идём и мы с тобою» (Ин. 21:3). Петр выступил инициатором этого дела, а все остальные его поддержали. Достаточно только одного святого, который творит произвол, чтобы увести всех на неправильный путь. Стоит одной известной личности уклониться с пути, и все остальные последуют за ним. Итак, как мы видим, в определенном смысле влияние, которое мы имеем друг на друга, — это очень серьёзная вещь. Часто оно бывает опасным, если делается что-то неправильное. Я имею в виду не столько наши слова, сколько наши поступки, потому что «поступки говорят громче, чем слова», и дух человека имеет гораздо большее значение, чем то, что он говорит. Его ежедневные привычки производят гораздо большее впечатление на других, чем его слова, потому что слова легко забываются, а обыденные привычки, практические поступки человека являются более далеко идущими по своим последствиям.
Я говорю это, потому что чувствую важность этого вопроса, и моё желание, чтобы наши сердца могли держаться близко к Господу Божьей благодатью. Человек, который ходит с Господом, всегда будет иметь хорошее влияние на других людей, а тот, кто не ходит с Господом, но идёт кривым путём, будет иметь нехорошее влияние. «Пойду ловить рыбу», — эти слова Петра повлияли на других учеников, которые, если и не говорили вслух, то думали: «Если он идет, то и для нас это будет нормально». Чем известнее человек, который берёт на себя роль лидера, тем большее влияние оказывают его действия. Пётр занимал довольно заметное место среди учеников, поэтому его влияние — будь то хорошее или плохое - было достаточно сильным на тех, кто был рядом с ним.
И вот мы читаем: «Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего» (Ин. 21:3). Подобная история уже имела место в их жизни. В день, о котором говорится в главе 5 Евангелия от Луки, когда Господь проповедовал с лодки Петра, Он сказал: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:4-5). Здесь происходит то же самое. Они ничего не поймали. Друзья мои, если мы не с Господом, мы ничего не поймаем. Если мы отходим от Него, если мы идем собственным путем, если мы делаем то, что удовлетворяет нас самих и наши естественные наклонности, мы не получим ничего, что угодно Господу. А потом наступит разочарование.
«А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус» (Ин. 21:4). Исполнение своей воли всегда ослепляет глаза. Стоит только немного пройти собственным путем, и отклонение от уже известной воли Господа неминуемо приведет к духовной слепоте. Почему они не узнали Его в этот раз? Он ведь стоял там. Дело было в том, что Он велел им идти и ждать Его, но они выбрали собственный путь и пошли рыбачить. Они вернулись к своим старым занятиям, от которых были призваны несколько лет назад. Они были склонны отправиться по привычному пути, что выглядело таким соблазнительным, вместо того чтобы терпеливо ждать, когда Он явится им. И потому когда Он явился, они не узнали Его. В этом сокрыт очень важный урок для всех святых.
«Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища?» (Ин. 21:5). Какая глубокая забота и обходительность выражены в этом вопросе. Нет нужды говорить, что всё, что делал и говорил Господь, было абсолютно совершенным, но особая обходительность, с которой Он обратился к ученикам, резко контрастирует с их ответом. «Они отвечали Ему: нет» (Ин. 21:5). Холодное, сухое «нет» — может ли быть что-то более грубое? «Но, — скажете вы, — они же не узнали Его». Это печальная тема для размышления. Когда мы отходим от Христа, тогда проявляется реальное состояние наших сердец, часто через наши уста. Они не говорят: «Нет, Господь», или: «Нет, господин», а только сухое, чёрствое «нет». Можно не сомневаться, что Бог записал этот случай в определенных целях. Святой, отошедший от Христа, который не находится рядом с Ним, даже своим языком, своим невежливым поведением будет демонстрировать свое реальное состояние. Поэтому, дорогие друзья, Бог записал это для нашего поучения и предостережения.
Но Иисус — да будет благословенно Его имя — ни словом не упрекает их. Он говорит: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете». Его единственным желанием было благословить их. «Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы» (Ин. 21:6). В одно мгновение эти слова становятся откровением для одного из семи присутствующих. «Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь». Это был Иоанн. Глаза этого человека, обычно очень быстро учившегося, вплоть до этого момента были ослеплены — как и всех остальных. Даже очень духовный святой, позволяющий увести себя на пути, которые не совпадают с намерениями Господа, потеряет духовность и острое восприятие истины. Однако именно Иоанн сказал: «Это Господь!». Услышав эти слова, Симон Петр «опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море» (Ин. 21:7). Что заставило Петра сделать это? У меня нет сомнений в том, что это была любовь, наполнявшая его сердце, и страстное желание приблизиться к Господу. Вне всякого сомнения, в этом человеке было очень искренняя и нежная привязанность к благословенному Господу.
Вы можете сказать мне, что Пётр был импульсивным и самоуверенным и потому он упал. Я это знаю. Но есть ли кто-нибудь, кто никогда не падал? Вы никогда не падали? Кто бы посмел так сказать? Однако Петр имел очень искреннюю и глубокую любовь к Господу. Да, внешне явно проявлялась такая его черта, как самоуверенность, но в глубине его души была искренняя привязанность к Господу. Тот факт, что он бросился в море, показал, в какой мере он пережил восстановление перед Господом. Я не верю, что именно этот раздел описывает восстановление Петра перед Господом. В прошлый раз мы подчёркивали, что, когда двое учеников вернулись из Эммауса и пришли к ученикам в горницу, их встретили словами: «Господь действительно воскрес, и явился Симону». Господь, очевидно, встретил Симона в тот же день. Однако Бог решил опустить завесу над тем, что произошло между благословенным Господом и этим дорогим мужем в тот день, поэтому никто не может описать эту встречу.
И все же, хотя я не могу описать её, я почти уверен в том, что произошло между учителем — таким совершенным в благодати, таким исполненным глубокой, искренней любви — и Его заблудшим слугой. Бесспорно, он переживал глубокое покаяние, был сокрушен и разбит, на собственном горьком опыте усвоив урок о том, куда может завести самоуверенность. Я убежден, что Пётр снова чувствовал, что Господь любит его. «Несмотря на все мои грехи, несмотря на то, как я опозорил Его имя, в Его сердце нет ничего другого, кроме любви», — наверное, думал он. Мы знаем, что Господь, предостерегая его, сказал: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:31-32). Обратите внимание, что сатана хотел просеять его только потому, что он был зерном. Возможно, иногда у вас возникал вопрос, было ли там вообще какое-нибудь зерно. Но если бы его не было, то не было бы никакого просеивания. Сатана никогда не просеивает просто мякину. Только потому, что он был зерном и был объектом суверенной Божественной благодати, враг пытался его уловить. Он будет делать это с каждым из нас, если мы потеряем бдительность и не будем судить себя.
Пётр заявил: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22:33). Все остальные ученики говорили практически то же самое. Нам сообщается, что сказал именно Пётр, поскольку эти слова прозвучали из его уст; но мы читаем в другом месте: «То же и все говорили» (Мк. 14:3). Падение Петра на самом деле произошло в тот момент, когда он начал уверять, чтó он сделает. То, что произошло потом, стало логическим продолжением его внутреннего падения. После этого, как мы знаем, он отрекся от Господа и тогда «Господь, обратившись, взглянул на Петра» (Лк. 22:61). Каков был Его взгляд? Я уверен, что в нём не было ни пренебрежения, ни укора. Это был взгляд, который так разбил сердце Петра, что он, «выйдя вон, горько заплакал».
Кто может знать печали души этого человека в течение трех дней, пока он не встретил Господа после воскресения? Я убежден, что в это время его поддерживали слова его Господа: «Но Я молился о тебе», и взгляд, которым Иисус посмотрел на него во дворе первосвященника. В противном случае он сделал бы то, что сделал Иуда — ушёл и повесился. Иуда имел только угрызения совести, и потому он повесился. Пётр же, я уверен, испытал подлинное покаяние, и потому произошло полное восстановление его души, когда Господь встретился с ним наедине. Когда Он восстанавливает, Он делает это лично. Восстановление — это когда вы возвращаетесь к Иисусу, имея глубокое чувство абсолютного прощения с Его стороны, и после этого снова согреваетесь в тёплых лучах Его неизменной любви. Это любовь, которая ждет вашего возвращения, любовь, которая никогда не предаст; это любовь, которая после вашего возвращения позволяет вам почувствовать как никогда раньше, как сильно Он хочет, чтобы вы были рядом с Ним. Такова любовь Христа. Он никогда, никогда, никогда не меняется и не становится другим. И поэтому мы можем петь такие вот песни:
Господи, Твоя любовь бескрайняя,
Такая сладкая, такая полная, такая необъятная!
Моя душа волнуется и бурлит,
Когда я думаю о Тебе.
К сожалению, Господь, в себе я обнаруживаю.
Только слабость,
Словно изменчивые игры младенца,
Таков и мой превратный ум.
Однако Твоя любовь неизменна,
И когда я думаю об этом,
Мое сердце искрится радостью,
Наполняется миром от её лучей.
Она такая сладкая, и я снова ищу её,
Если вдруг тучи скрывают её от меня.
Ты, тот, кто навеки меня возлюбил,
Приходишь ко мне снова в своем сиянии.
Публичное восстановление Петра
Когда Иоанн сказал: «Это Господь», Пётр был глубоко тронут и стремится поскорее приблизиться к Нему. Он не ждет, как прежде, что Господь скажет ему: «Иди». Это не похоже на другой случай на том же озере, когда он сказал: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14:28). Его действия ясно говорят: «Я знаю, что Господь хочет, чтобы я был рядом с Ним», и он спешит к Нему. Остальные ученики приходят, таща невод с рыбой. «Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь [точнее: огонь из углей] и на нем лежащую рыбу и хлеб» (Ин. 21:9).
Эта картина, наверное, коснулась совести Петра. Он знал, что произошло у огня за несколько дней до этого; тогда он сел у огня мира сего, сел рядом со слугами дьявола, конечно же, осквернился этим и, в конце концов, отрёкся от Господа. Могу ли я надеяться, что Господь поддержит меня, если я начинаю жить тем, что принадлежит миру? Очевидно, что нет. Я думаю, что одна старенькая шотландка была права, когда высказалась о Петре так: «У него не должно быть дел среди любимцев дьявола». Конечно, он споткнулся о поставленную подножку и упал. О, молодой христианин, ты и я можем упасть так же, если не будем бодрствовать. Если мы думаем, что мы можем идти в ногу с миром, дружить с неверующими людьми и безопасно греться у светских костров, мы можем не сомневаться, что скоро убедимся в ошибочности своего выбора и также упадем.
Но, может быть, вы скажете: «Я очень боюсь упасть». Я хочу вас успокоить. Вы не упадёте сегодня, потому что вы боитесь этого. А вот когда вы перестанете этого бояться, когда вы будете уверены, что можете ходить, вот тогда и произойдет падение. Тот, кто говорит: «Я не боюсь упасть», — тот уже упал. Неизвестно, какие воспоминания пробудил очаг на берегу в сердце Петра, но это был лучший огонь, «огонь из углей», который он видел в своей жизни, потому что его теплом Господь восстановил его публично. Это было место, где Господь в присутствии всех его братьев сказал ему слова, восстанавливавшие его как служителя. У Петра была молитва Господа за него, был Его взгляд, расплавивший его сердце, а теперь у него будет Его слово. Это было слово Господа, которое оправдывало этого человека публично — так как его падение было публичным, поэтому теперь он должен быть восстановлен в присутствии других учеников.
Затем мы читаем: «Иисус говорит им: придите, обедайте [скорее: завтракайте]. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь» (Ин. 21:12). Я думаю, что им хотелось спросить, однако они, наверное, понимали, что в этом нет нужды. «Иисус приходит, и берёт хлеб, и даёт им; подобно и рыбу. Это уже в третий раз был явлен Иисус ученикам, будучи воскрешён из мёртвых» (Ин. 21:13,14). Это был третий раз, согласно повествованию Иоанна, но, как мы уже увидели, это был седьмой раз. И если семь означает духовное совершенство, здесь мы имеем его совершенный пример в том, как благословенный Господь обращается со своим дорогим служителем и восхитительно восстанавливает его.
«Когда же они обедали [скорее: завтракали], Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин. 21:15). Момент, который Господь избрал, чтобы задать этот вопрос, как мне кажется, включает в себя большой урок для нас.
Представим, что наш брат попал в заблуждение и немного уклонился, — знаете ли вы, как его восстановить? Вы бы пошли и сказали ему об этом? Однако это не принесёт ему много пользы. Однако если бы вы сказали ему: «Брат, приходи ко мне, я хочу выпить с тобой чашку чая», а потом поговорили с ним о Господе, то это действительно могло бы помочь ему. Какими были эти семеро учеников до этого момента? Холодными и голодными; за всю ночь они ничего не поймали и были разочарованы. Что же делает Господь? Он говорит: «Придите, завтракайте!». Они получают тепло и еду.
Знаете ли вы духовно холодного и, соответственно, голодного брата? Накормите его, согрейте его. Дайте ему поесть — я имею в виду духовную пищу. Вам и мне нужно помнить, что очень важно согреть его. Он хочет почувствовать заботу и попечение, получить тепло и еду. Это мнение многократно подчеркивается в Писании. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь» (Еф. 5:29). Что значит кормить? Дать еду. Что значит греть? Привести к источнику тепла.
Дорогие друзья, я совершенно уверен в том, что если мы выберем именно этот способ, способ Господа, общения со святым, который отклонился от правильного пути, мы выполним настоящую пастырскую работу. Попытайтесь пригласить такого человека в свой дом, угостите его чашкой хорошего чая, а затем начните говорить о Господе, и тогда вы сможете помочь ему, послужить его потребностям, восстановить и поднять его. Это действительно чрезвычайно важная вещь — быть в состоянии помочь человеку подняться, и тот способ, которым Господь здесь восстанавливает Петра, очень трогателен. Я полностью уверен, что эта история, изложенная Иоанном, дана с серьезным намерением Бога для нашего поучения и во благо другим.
А теперь обратим внимание на действия Господа по отношению к Петру. Мы видим три вопроса и три ответа на них, которые отличаются между собой. Прежде всего, он говорит: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?». То есть, я считаю, Иисус спрашивал, любит ли Пётр больше, чем все остальные ученики. Пётр незадолго до этого сказал: «Пётр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33). Его ответ здесь: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя!». Однако слово, которое Пётр использует, говоря о своей любви, в каждом его ответе несколько отличается от слова, употребляемого Господом. Он говорит: «Так, Господи, Ты знаешь, что Я расположен к Тебе». Господь принимает этот ответ, поручая ему особую миссию: «Паси ягнят Moих» (Ин. 21:15).
«Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Пётр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я расположен к Тебе!" [Иисус] говорит ему: "Присматривай за овцами Моими!", (Ин. 21:16). Значение этого более обширного поручения, безусловно, таково: «Пётр, я поручаю тебе заботиться о тех, кого я люблю, Я доверяю тебе». «Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Расположен ли ты ко Мне?" Теперь Он, говоря о любви, не употребляет то же слово, которое употреблял в первом и втором вопросе. Он употребляет слово Петра, что означает «я расположен к тебе». Он не говорит Петру, что тот не был расположен к Нему и не укоряет его. Фактически, Он указывает своим пальцем на источник самоуверенности в его душе. «Петр опечалился, что в третий раз спросил его: расположен ли ты ко Мне? и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я расположен к Тебе".
Пётр, если можно так выразиться, теперь полностью открывает двери своего сердца, чтобы Господь мог посмотреть прямо в него. Требовалась особая проницательность, чтобы увидеть, что там действительно была любовь. Хотя кто-то мог бы подумать, что её не было вообще: разве мог этот человек любить Спасителя, от которого он отрёкся трижды? Разве он не был лицемером? Нет, не был. Я скажу вам, кем он был. Он был человеком, который глубоко в своей душе любил Господа. Однако потом он перестал бодрствовать, дал волю своим устам, озвучивающим его самоуверенность, и это стало причиной его серьезнейшего падения и троекратного отречения от его Учителя. Вопрос, трижды повторённый Господом, коснулся глубочайших уголков его души, огорчив его и перевернув всё его сердце. Он на это отвечает: "Ты всё знаешь, Господи". Фактически, он говорит: «Ты можешь прочесть моё сердце, ты знаешь то, в чём все другие могут сомневаться, ведь никто не знает, как я люблю Тебя». Какой ответ дает Господь? «Паси овец Моих!» (Ин. 21:17).
Здесь, выражаясь простым языком, мы имеем публичное восстановление Петра, которое происходит самым прекрасным способом. Публичное восстановление брата, к сожалению, очень редкое событие в настоящее время. Как прекрасно Господь вернул этого своего ученика в правильное положение сначала перед собою, а затем и среди его братьев. Существует одна важная вещь, которую Господь очень хочет видеть в каждом из нас: чтобы мы были в правильном положении перед Ним, а также в отношениях с нашими братьями. Итак, в присутствии учеников Иисус практически говорит: «Я полностью доверяю этому человеку, и потому вверяю в его руки объект своей самой нежной любви и заботы — своих агнцев и овец, которых он будет питать через своё служение». Трижды повторив поручение, которое Он давал своему рабу, Господь показал, в какой мере Он мог доверять ему. Когда Петр полагался на себя, он потерпел неудачу. Когда источники его самоуверенности исчезли, наступил момент, когда Христос мог доверять ему. И здесь, в присутствии его братьев, чудесным образом публично восстановилось доверие Господа к нему.
У меня нет сомнений в том, что когда Пётр упал и отрекся от Господа, между десятью другими учениками шло немало разговоров по этому поводу. «Как же он опозорил всех нас», — возможно, такие слова исходили из их уст, как выходят они из наших, если кто-то из наших братьев позорит имя Господа. Возможно, и сам Пётр, и другие ученики думали, что он никогда больше не сможет поднять свою голову. Однако в своей богатой благодати Господь полностью возвращает ему своё доверие, поручая своих овец его опеке. И когда мы обращаемся к главе 2 книги Деяния Апостолов, мы видим, что Господь отводит ему прекрасное место. Фактически то, что его сокрушило, создало его. Внимательно читая его послания, можно повсюду увидеть прямые и косвенные намёки на его падение.
Он искренне желал, чтобы ягнята и овцы Христа шли по правильному пути и всегда смотрели на него самого, как на путеводный маяк. В первом послании он говорит: «...силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению» (1 Пет. 1:5). Во втором он отмечает важность показывать в вере «добродетель, а в добродетели познание, а в познании воздержания, а в воздержании терпение, а в терпении благочестие, а в благочестии братолюбие, а в братолюбии любовь». Пять раз он ссылается на эти семь нравственных качеств и говорит: «... поступая так, вы никогда не споткнётесь» (2 Пет. 1:5-15).
В его душе навсегда остались воспоминания об этом падении. Человек, который сам упал и был поднят и восстановлен Богом, — это тот человек, который сможет помочь тем, кто также споткнулся или сошел с пути. Люди говорят: «Никогда не доверяй коню, который упал и сломал ногу». Возможно, это правильно по отношению к коням, но не к святым. Того, кто однажды упал, был полностью сокрушен и после этого был восстановлен, Господь будет использовать, вернув ему доверие. Мы с большим трудом начинаем снова доверять таким людям. Я уверен, что все десять учеников сказали: «Мы никогда не сможем снова доверять брату Симону». Христос говорит: «Я доверю ему всё, что у меня есть на земле». Друзья, таков Христос. Это — Его благодать к бедному слабому святому, каким Пётр был сам по себе, и каковы мы с вами.
Существует нечто замечательное в том, что произошло после этого трогательного служения в душе Петра. Когда-то во дворе первосвященника ему была предоставлена возможность остаться верным Господу, но он упустил её. Здесь Господь обещает, что ему будет дан еще один шанс. «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострёшь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведёт, куда не хочешь» (Ин. 21:18). У меня почти нет сомнений в том, что сердце Петра сжималось от боли, когда он оглядывался на прошлый путь, потому что он думал: «Я потерял лучший шанс проявить верность Господу, который у меня когда-либо был». И не исключено, что он прибавлял: «У меня никогда не будет другого». Его же Господь словно говорит ему: «Будет, Пётр. Когда этот день настанет, я дам тебе благодать, и ты, Симон, прославишь Меня в том самом месте, где произошло твоё отречение». Для меня это один из самых трогательных отрывков во всем Писании. Господь уверяет его, что у него будет возможность доказать свою верность Ему там, где однажды он потерпел поражение и пал. «Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Пётр] прославит Бога».
Почему Пётр сказал врагам своего Господа: «Не знаю Человека Сего, о Котором говорите»? (Мк. 14:71). Чтобы спасти свою жизнь. Он чувствовал: «Если я признаю Его, я умру». И потому, стремясь спасти свою жизнь, он отрёкся от Него. «Теперь, — говорит Христос, — у тебя будет ещё одна возможность прославить Бога». «И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин. 21:19). Это было Его последнее указание. «Пётр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Пётр говорит Иисусу: Господи! а он что?" (Ин. 21:20-21). Обратите внимание, что Иоанн здесь делает то, что было сказано делать Петру: «Иди за мной». В вопросе «Господи! а он что?», заявляет о себе старая природа Петра. Ответ Господа сводится к следующему: «Не вмешивайся в чужие дела, Пётр». А дословно она звучала так: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною» (Ин. 21:22). Подобным образом вас не должен волновать вопрос, что я буду делать, и не моё дело, что будете делать вы. Что мы все должны делать? Следовать за Господом. Святой, который постоянно смотрит на Господа и следует за Ним, будет поддерживаться Господом.
Однако значение этого стиха важно. «И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?». Эти слова Господа я понимаю следующим образом. Что касается его служения, то Иоанн в нём достигает возвращения благословенного Господа. Это то, что мы имеем в его последнем писании — книге Откровения. Он ведет нас к той эпохе, и, таким образом, «остаётся», пока Иисус придёт снова. Господь дает нам благодать следовать за Ним с великой искренностью и верностью, пока он не придёт.
- диспенсации — разные периоды времени, отличающиеся целями и действиями Бога по отношению к человеку↩