40 дней Господа Иисуса: Явление в горнице

Иоан. 20,19-25

«Мир вам»

Из всех явлений Господа Его ученикам после воскресения нет ни одного, которое превзошло то, о котором я прочитал сегодня. Это касается как его общих деталей, так и далеко идущих истин, которые были открыты Христом на этот раз. Это было что-то невероятно замечательное: Первенец из мёртвых явился среди тех, кого Он признает своими «братьями». Я думаю, что после Его рождения, Его смерти и воскресения это было самое прекрасное событие, которое когда-либо имело место на земле. Подумайте об этом на мгновение. Первенец из мёртвых, Первенец среди многих братьев является среди своих братьев; но я ни в коем случае не посмел бы называть Его нашим старшим Братом. Нет! Моя душа не отважится употреблять такое выражение, потому что, несмотря на то, что в своей безграничной милости Он называет нас своими братьями, мы не смеем называть его просто Братом. Он наш Господь; Я думаю, что урок следующего дня Господня, когда Фома говорит Ему: «Господь мой и Бог мой!», — чётко показывает нам это (Ин. 20:28).

У меня нет сомнений в том, что это именно свидетельство Марии Магдалины собрало учеников вместе, и многие считают так же. Начнём с того, что они не поверили ей, но в течение дня появлялось всё больше доказательств того, что Иисус воскрес. Поэтому вечером, когда было темно, и я думаю, что никто не мог их видеть, они собрались вместе. В тот день воскресения они поняли (если, конечно, они вообще думали об этом), что христианство — это нечто совершенно отделённое от мира. Это был большой урок. Собравшись вместе, они заперли дверь, «ибо боялись иудеев», и отгородились от всего мира. Святой Дух открывает нам, что их сердца были наполнены только страхом, но слава Богу, что это длилось недолго, и страх перед человеком был изгнан миром Божьим. Когда пришел Иисус, Он всё изменил. И это является истиной и сейчас: когда Он приходит, всё меняется.

Вряд ли стоит говорить, что то, как Иоанн представляет здесь эту благословенную истину, удивительно гармонирует с характером всего его Евангелия. Лука описывает те события, что произошли в этот чудесный вечер, о которых Иоанн не вспоминает вовсе. Я не хочу, чтобы мы недооценили значение хотя бы одного из этих описаний. Это легко сделать, если рассматривать все утверждения, которые Богу угодно оставить нам через каждого из евангелистов, вырывая из контекстов. Каждое из них совершенно в своём месте. Однако, рассматривая их, я не имею целью раскрыть перед вами характер каждого Евангелия; я только пытаюсь сделать так, чтобы мы могли увидеть события, произошедшие после воскресения, со всех ракурсов, как Бог их представляет.

Божья цель в описании этих случаев состоит в том, чтобы дать нам как можно более глубокое познание Христа, которого мы знаем. Я не могу сказать, что вы все знаете Его. В наше время сна много верующих, которые, кажется, совсем не знают Его. Они не отрицают Его существование, Его любовь и благодать; но мне часто приходится встречаться со святыми, у которых нет близких тёплых отношений со Христом. Их поступки, поведение, дела, разговоры и стиль их жизни вообще свидетельствуют о том, что они чувствуют себя комфортно совсем в другой среде.

Я считаю, что важная цель, которая стояла за всеми этими явлениями Христа после воскресения, заключалась в том, чтобы донести до наших душ благословенную истину о том, что неизменный Христос находится рядом с нашими сердцами. Если вы прослеживали Его путь, описанный в Евангелиях, вы многое узнали о Его характере. Я спрашиваю вас, сделали ли вы это? Я не спрашиваю, читали ли вы Библию; я спрашиваю, путешествовали ли вы вместе с Христом по Евангелиям? Читаете ли вы их так, чтобы почувствовать себя в Его обществе? Иначе вы никогда не сможете познать Его, потому что Дух Божий не будет открывать нам Христа, если мы ленимся исследовать записи, которые Он уже дал нам о Нём. Я ни на миг не сомневаюсь в этом.

Есть одна вещь, которую Бог не может сделать для нас. Бог не будет читать Библию тебе, молодой брат. И Бог не будет читать Библию тебе, молодая сестра. Вы должны читать её сами, и я должен читать её сам, если мы действительно хотим познавать Христа. О, вы скажете мне: «Но Христос теперь в совсем другом месте». Я знаю. Христос прославлен. Он сейчас — Человек во славе. Как праведный человек, находящийся в небе, Он сейчас разделяет с нами всё блаженство того места, а Дух Святой пришёл, чтобы жить в нас и вести наши сердца к Нему туда, где Он сейчас пребывает. Но я считаю, что чем больше я буду знать, каким был Христос, когда Он ходил по земле, тем больше Дух Божий даст моему сердцу познать Его там, где Он находится сейчас. Всё, что Бог открыл нам в этих драгоценных Евангелиях, а также в книге Деяний и посланиях, призвано дать возможность нашим сердцам глубже познать Его. Если бы я захотел знать вас лучше, мне нужно было бы жить с вами. Если вы хотите знать меня очень хорошо, вам нужно жить со мной. Так же и с Господом. Мы должны быть в Его обществе.

Давайте же посмотрим, что произошло в этот первый вечер. Три евангелиста описывают это явление Господа. В последней главе Евангелия от Марка оно лишь упоминается. Там нет подробностей, и Марк только подчёркивает, что они собрались на ужин. «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк. 16:14). Марк говорит, что Господь упрекал их «за неверие», ибо наружу вышло то, что было естественным для сердца, и Господь укорил за это. Важный урок здесь состоит в том, что Господь Иисус не любит неверия. Он любит веру. Это то, что я могу увидеть из описания Марка данного явления.

Лука описывает события, фокусируясь гораздо больше на их человеческой стороне, чем это делает Иоанн. Это полностью соответствует его Евангелию. В Евангелии от Иоанна фокус направлен на Божественную природу Христа и на истину, связанную с ней. В Евангелии от Луки мы читаем, что когда двое учеников вернулись из Эммауса и вошли в горницу, они «нашли вместе одиннадцать [апостолов] и бывших с ними» (Лк. 24:33). Это очень важный стих, потому что в христианском мире были выстроены целые церковные доктрины, которые, не имея под собой никакой надёжной основы, утверждают, что здесь были собраны только апостолы.

Одиннадцать были там, и это несомненно, но слова «и тех, что с ними были», добавленные в Евангелии от Луки, указывают на то, что это была значительно большая группа учеников. Я склонен думать, что это была достаточно большая группа, хотя, возможно, не более ста двадцати — именно такое число Дух Божий называет, говоря в первой главе Деяний апостолов о собравшихся для молитвы в День Пятидесятницы. Так или иначе, это не были только апостолы, и это очень важный факт, который необходимо иметь в виду. Находившиеся в горнице сошлись туда отовсюду; это были ученики, услышавшие послание, переданное в то утро их воскресшим Господом через Марию. Именно к ним присоединяются двое из Эммауса со своей новостью, и их встречают там этим свидетельством: «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк. 24:34). Было очевидно, что Симон видел Его и рассказал об этом другим братьям. Однако воскресение — слишком чудное дело для человеческого разума, оно выходит за пределы обычного. Мысль о Христе, воскресшем из мертвых, была совершенно новой для учеников. Им Иисус должен был явиться в том же теле, в котором Он отдал свою жизнь, но теперь уже в совершенно новом состоянии.

И вот мы читаем: «Когда они говорили о сём, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:36). Это, безусловно, то же явление, которое описывается в Евангелии от Иоанна, 20:19. Он приходит туда, где собрались ученики, и Его первые слова к ним: «Мир вам!». О, братья мои, какое же это великое благословение — иметь в своих душах ощущение того, что началась новая эпоха, эпоха мира. Это была первая нота, зазвучавшая в среде принадлежащих воскресшему Христу, — «мир вам».

Я осмеливаюсь предположить, что вы были поражены тем, как о мире говорится в Новом Завете. Если же нет, то обратите внимание на свидетельства о Господе, которые провозглашались перед Его рождением. Давайте обратимся к первой главе Евангелия от Луки. Захария, исполнившись Святого Духа, говорит о том, каким будет действие «Востока свыше»: «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк. 1:79). Это важная мысль Духа Божьего, озвученная устами Захарии. Свет и мир пришли через Христа. Во второй главе Евангелия от Луки мы читаем, что произошло, когда он родился: «И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:13-14). Мир был особым образом связан со Христом.

Тогда, как мы знаем, Он был отвергнут, но если обратиться к девятнадцатой главе Евангелия от Луки, то можно увидеть, как эта тема поднимается снова. Когда Господь приближался к Иерусалиму — а также к своей смерти, — мы читаем: «А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19:37-38). Во второй главе в приветствии были слова «на земле мир». Но тот день не настал. Господь был отвергнут, и теперь Дух Божий ведет наши души туда, где Он находится сейчас. "Мир на небесах". И это истина настоящего времени.

Что же происходит дальше? Смерть Христа положила справедливое основание вечного мира. Это замечательное дело искупления было совершено благословенным Господом; мы читаем, что Он завершил её, «примирив... кровью креста Его и земное, и небесное» (Кол. 1:20). Позвольте мне спросить вас, имеете ли вы мир? Мой дорогой друг, ты не находишься в Царстве Божием, и Царства Божия нет в тебе, если это не так. Почему? Потому что мы читаем: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Чем характеризуется Царство Божие? Этим благословенным законом благодати, любви и добра; это «праведность, и мир, и радость во Святом Духе». И если у вас нет мира, вы не в Царстве Божием. «Означает ли это, что я не христианин?» — спросите вы. Я не могу ответить на этот вопрос, я говорю вам, где вас нет. Если вы не имеете мира, вы не находитесь в атмосфере воскресения, вы не прикоснулись к тому, что Христос пришел совершить и провозгласить.

Он воскресает из мёртвых и первые слова, которые он говорит собранной группе людей, — это слова «мир вам». Мир начинает властвовать, потому что Он является Князем мира, а потому мы читаем: «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким» (Еф. 2:17). Пётр также говорит о мире: «благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех» (Деян. 10:36). В смерти Христа, Его погребении и воскресении я вижу, что грех уничтожен, сила врага сломлена, история первого человека завершена и смерть побеждена полностью и окончательно. Имея связь с Ним воскресшим, мы входим в новую область. Эта сфера — дом Отца. Это святая сфера, где находится Сын. Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Чем было наполнено Его сердце на протяжении всей Его жизни на земле? Миром. Какие первые слова Он сказал после воскресения из мёртвых? «Мир вам». Как мы получаем мир? «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1).

Христос есть мир. Он сделал его возможным через крест. Воскреснув, Он провозглашает его. Верой мы получаем его, а силой Святого Духа мы им наслаждаемся. Ещё не получив Святого Духа, ученики не имели мира в тот день, поэтому мы читаем: «Они, смутившись (букв. ужаснувшись) и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк. 24:37). К сожалению, сегодня много верующих «пришедших в ужас» и «испуганных». Почему? Они не имеют перед собой Христа. «Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк. 24:38). Благодать Господа здесь прекрасна. Вы чувствуете беспокойство? Послушайте, что Он говорит. У вас есть причина для беспокойства? У вас есть основания волноваться? «Почему вы встревожились? И для чего такие мысли входят в сердца ваши?». О, братья мои, так отвечает на тревоги Христос. Когда мы видим, как кто-то тревожится, то, возможно, говорим: «Бедняга», однако оставляем его в таком состоянии, не прилагая больших усилий, чтобы помочь ему. Во всём этом мы мало похожи на Христа. Он всегда склоняется, чтобы наполнить сердце встревоженного человека миром.

Может быть, вы думаете, что Господь хочет, чтобы в Его присутствии находился человек с беспокойным и встревоженным духом? Никогда. И если вы полностью войдёте в Его присутствие, исчезнут все ваши проблемы, и те мысли в сердца ваши не будут входить. О мой дорогой брат и сестра, существует одна большая причина всех наших бед. Вместо того, чтобы просто, по-детски, в мире и тишине наслаждаться Его присутствием и совершенным проявлением Его любви, мы часто позволяем, чтобы эти мысли возмущали наши сердца. Когда вы переживаете трудности, и у вас есть эти мысли, Иисус хочет явиться рядом с вами и сказать: «Мир вам». Я ещё раз повторю это: Он приносит мир, который властвует над всем.

Радость учеников

А теперь с особым вниманием послушайте, что Он сказал своим ученикам: «Посмотрите руки мои и ноги мои — это Я сам». Он приглашает их убедиться, что это действительно Он. Каждый раз, когда вы узнаёте Его голос и убеждаетесь, что это сам Господь обращается к вам, можете не сомневаться в том, что ваша душа почувствует сладкий мир. «Потрогайте меня и рассмотрите; потому что дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39), — звучат далее Его слова. Ни слова о Его крови. О, эта драгоценная кровь, Его животворная кровь была отдана в искуплении. Вот что мы читаем: «...потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). Да, Его драгоценная кровь, в которой была жизнь, истекла, когда он умирал; это была кровь, очищающая от всякого греха. Эта кровь прославила Бога. Дух Божий мог назвать её «драгоценной кровью Христа» (1 Пет. 1:19), ибо это действительно кровь, ценность которой не имеет границ. Для верующего человека она гасит пламя огненного озера и открывает дверь неба. Эта кровь приводит нас в присутствие Бога. Её невозможно переоценить. Давайте не будем забывать о невероятно большом значении и цене крови Христа, ведь сегодня повсюду предпринимаются попытки сделать её дешевой. Пусть сбережёт и меня Бог от такого ужасного заблуждения, от такого тяжкого греха!

Когда Господь Иисус умер на кресте, истекла Его драгоценная кровь. Римский солдат руководствовался слепой ненавистью, когда пробил копьём Его бок, но тогда из образовавшейся раны истекла драгоценная кровь благословенного Сына Божия, и это было выражением его глубокой и прекрасной любви к нам. Эта кровь «говорит лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:24) и она дала мир. «Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня», — эти слова передают состояние воскресшего Господа. Свою кровь Он отдал за нас. Причина, по которой Его Церковь может быть соединена Святым Духом с Ним в славе, заключается в том, что он отдал свою жизнь, которая была в крови, за неё; Он выкупил её для себя, и всё это благодаря Его крови. Свидетельство о крови проходит красной лентой через всю Библию, от Бытия до Откровения. Оно начинается с «кожаных одежд» (Быт. 3:21) и заканчивается «кровью Агнца». В тысячелетнем царстве будет новое сообщество людей, которое будет наполнять землю славою, ибо они «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14). Так и мы теперь можем петь «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1:5).

Господь предложил ученикам прикоснуться к Нему, чтобы они могли убедиться в Его реальности, в том, что это действительно Он сам, что Он воскрес и снова находится среди них. «И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк. 24:40). Это очень трогательно. Там были следы гвоздей. В Его ране в боку было свидетельство о смерти. «Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?» (Лк. 24:41). Он имел перед собой вполне определённую цель. Удивление и радость смешались в их уме, и я вполне могу понять состояние их сердец. Они были переполнены радостью, однако это чувство сдерживалось неверием и изумлением. Его слова «есть ли у вас здесь какая пища?» окончательно развеяли в них все сомнения в реальности Его присутствия. «Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними» (Лк. 24:42-43). Теперь всё было ясно. Все сомнения полностью исчезли, когда они увидели, как Он ест.

Очень трогательно наблюдать, как Бог описывает определённые события в своем Слове. Имея целью дать ученикам убедительное подтверждение своей реальности, Господь ест печеную рыбу и сотовый мёд, которые ученики приготовили для себя; этим Он хотел заверить их в том, что это действительно Он. Когда мы переходим к главе 21 Евангелия от Иоанна, то снова читаем о печёной рыбе, но она была приготовлена ​​уже Им, чтобы убедить их в том, что Он заботится о них. Как богата и глубока благодать, которая всегда даёт то, что укрепляет нашу веру, а также насыщает и обогащает наши души!

Но почему все эти детали напрямую касаются нас? Что они все означают? Они являются бесспорным доказательством того, что Иисус из Евангелий и воскресший Иисус — один и тот же. И хотя восемнадцать сотен лет прошли с тех пор, Он такой же в своей нежной любви, сострадании и благодати, каким Он был в тот день. Нам только нужно знать его глубже. Сегодня вы обязательно встретите христиан с большой порцией сомнений и со многими «мыслями» в их сердцах. Я не думаю, дорогие мои, что такие христиане отличаются великой радостью. Видите ли вы их переполненными радостью, которая всегда бурлит в них? Я не могу этого сказать. Христа не очень хорошо знают ученики, не проводящие времени в общении с Ним. Они не стремятся иметь радость, которую даёт Его присутствие, и им неведомо чувство Его безграничной любви.

Мои дорогие друзья, мне даже не нужно говорить, что так не должно быть. Поэтому пусть Бог даст вам и мне больше жить в солнечном свете Его присутствия. Мы должны походить на одну маленькую девочку, которая получила приз за свою лучшую розу. Она жила в бедном переулке и была калекой, но, как это ни странно, получила приз. Некоторые были очень удивлены этим и пришли поинтересоваться, как это могло произойти. «О, — сказала девочка, — я расскажу вам. В моей комнате есть три окна. Я всегда ставлю свою розу у того окна утром, в какое солнце светит в первую очередь: когда солнце двигается по кругу дальше, я переношу её на другое окно, а когда оно светит в третье, я переношу своё растение туда. Я всегда держу свой куст роз на солнце». Умный ребенок! Мой друг, войди в солнце присутствия Иисуса и оставайся там. Всегда оставайся в солнечном свете Его любви и благодати, всегда пребывай в солнечном тепле. Мой молодой брат-христианин, не пытайся думать о плодах или листьях, или о чем-то ещё. Думай всегда о Христе, и тогда всё будет хорошо.

Давайте обратимся к главе 20 Евангелия от Иоанна и посмотрим, что описывается здесь. Я не сомневаюсь, что Бог даёт нам здесь картину церкви на земле. В духе мы достигаем небес, но мы все ещё пребываем на земле. Бог самым прекрасным способом представляет нам церковь такой, какой она есть в Его глазах. Вместе учеников собрало свидетельство об истине. Господь сказал Марии: «...иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему!» Она принесла это послание, и в результате они собрались вместе. Мы читаем: «В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19). Ученики собрались вместе, и заметьте, никого не было, кроме учеников. Там не было Иуды, а также Фомы. Я думаю, что Фома пропустил самое прекрасное собрание, отлучившись куда-то. Знаете ли вы, что помешало Фоме прийти? Я не знаю этого, но часто незначительные и маловажные пустяки препятствуют вам и мне прийти на встречу с другими верующими пред лицо Господа. Какое-нибудь незначительное дело может помешать нам прийти на такую ​​встречу. И часто это случается тогда, когда Дух Божий благословенным образом открывает Христа собравшимся. Фома утратил нечто чрезвычайно важное. Это урок для всех нас, чтобы мы никогда не упускали возможности собраться вместе со святыми Божьими.

Главной истиной этого первого собрания является удивительный факт присутствия Иисуса в их среде. И это есть церковь. Возможно, некоторые из вас не задумывались над этим. Где вы планируете быть на следующий день Господень? Я собираюсь слушать и даже проповедовать. Как вы думаете, это то, что мы имеем здесь? Нет, это совсем не похоже на то, что мы видим в описании Иоанна. Что я вижу здесь — это небольшая группа тех, кого Господь собрал вместе, и сам Он был среди них. И затем он открывает себя самым чудесным образом. Прежде всего Он приносит мир, а затем наполняет их сердца радостью. «Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20:20). Здесь мы получаем секрет радости. В главах 19 и 20 Евангелия от Иоанна упоминается четыре больших вещи: смерть Христа, которая является основанием всякого благословения; Его воскресение, являющееся доказательством Его победы над врагом; явление Господа посреди своего народа, когда он сказал: «Мир вам», и ещё кое-что очень важное — это радость, которую получили ученики. С Его стороны были смерть и воскресение, с нашей мир и радость.

На всё это есть намёк в главах 14-16 Евангелия от Иоанна. В Евангелии от Иоанна 14:27 Он дает им мир. В Евангелии от Иоанна 15:11 Он дает им радость. В главе 16 Евангелия от Иоанна Он говорит: «Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу» (Ин. 16:16). Их радость не мог отнять у них никто (Ин. 16:22), а их мир должен пребывать, как Он пребывал, ибо Он сказал: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» (Ин. 16:33).

«Я посылаю вас»

И дальше читаем: «Тогда опять сказал им Иисус: "Мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас"» (Ин. 20:21). Бог ожидает от нас, что мы будем обществом мира. Выходить в этот мир мы должны, только «надев ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:15). И ещё Бог ожидает от нас, что мы будем радостными, не правда ли? Бесспорно: «Радуйтесь всегда в Господе!» (Фил. 4:4), но «...радость пред Господом — подкрепление для вас» (Неем. 8:10) — вот наставление Духа. Покажите мне радостного христианина, и я покажу вам христианина энергичного и здорового. Но посмотрев на христианина, постоянно на что-то жалующегося, мы увидим, что он несчастлив, и на его ногах нет обуви мира. Если же, с другой стороны, святой наполнен радостью любви Господа, то это очень сильное свидетельство. Нет ничего другого, что могло бы так влиять на людей вокруг нас, как непреходящая радость, вытекающая из познания Христа.

Обратим внимание на природу поручения, которое Господь даёт своим ученикам. «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Откуда Он пришёл? Из дома Отца — из места мира и радости. Перед своей смертью Он говорил своему Отцу в своей чудесной молитве: «Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина. Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир» (Ин. 17:16-18). С какой целью Отец послал Его в мир? Чтобы он стал выражением всей той любви, благодати, нежности, доброты и святости, источником которых был Отец. «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас» — это действительно прекрасные слова, и для каждого верующего в Господа Иисуса Христа чрезвычайно важно никогда их не забывать. Помните, Он говорил их не только апостолам, но и всем своим ученикам. Вы говорите: Я иду на небо. Это, безусловно, так. А вы когда-нибудь узнали в своей душе ту истину, что вы пришли оттуда? Эта мысль просматривается в главе 10 книги Деяния апостолов. Там Пётр увидел большое полотно, спускавшееся с неба, а затем оно снова поднялось на небо. То, что Пётр увидел внутри этого полотна, было чем-то чудесным.

В этом полотне были «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные» (Деян. 10:12). Это просто образ того, чем мы с вами были. Но когда Бог прикоснулся к нам, когда мы родились от Него, мы пришли с неба, и благодаря нескончаемой благодати мы идём туда. Я не сомневаюсь в том, что всё это — вопрос отождествления со Христом; Христос на небе, и мы оживлены со Христом и после этого соединены с Ним Святым Духом. Однако это нечто удивительно прекрасное для христианина — постичь эту истину: «Каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:48-49). Послушайте ещё раз Его слова. «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас». Теперь больше никто не скажет, что это поручение относится только к апостолам. Это легкий способ избежать привилегий, а заодно и ответственности, и отойти от истины. Давайте лучше будем стремиться обрести радость в словах нашего Господа. Мы пришли с неба, и мы идем на небо. Христианин — это небесное существо. Вы, скорее всего, слышали историю о покойном господине Дж. Н. Дарби. Однажды светский христианин спросил его: «А что плохого в охоте?». «Позвольте мне задать вам вопрос, прежде чем я отвечу на ваш, — сказал этот почтенный служитель Божий. — Что бы вы подумали, если бы увидели ангела на коне в поле на охоте?». «О, это ведь невозможно, ведь ангел — это небесное существо», — немедленно ответил тот. «Именно так, — сказал на это Дж. Н. Дарби, — и таким же небесным существом являюсь я, а также все христиане. Они принадлежат небу». Это самый важный принцип. Вопрос не в том, что то или иное неправильно, а в том, подходит ли та или иная вещь небесному человеку? С другой стороны, это не значит, что вы должны ходить везде, громко трубя, что вы с небес. Те, кто это делает, обычно подтверждают пословицу: «Неровно поднимаются ноги у хромого» (Пр. 26:7). Человек, наслаждающийся небесными благословениями, всегда имеет в своей душе глубокое понимание того, как ничтожно он передает эту истину на практике. Чем ближе мы к Господу, тем меньше мы в собственных глазах. И наоборот, чем дальше мы от Господа, тем больше становимся в собственных глазах. Давайте не будем забывать эти слова: «Как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас».

«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20:22). Что мы видим здесь? Конечно, это ещё не был день Пятидесятницы, поэтому это не мог быть Святой Дух как Божественная личность, пришедший жить в них. Что в этом случае это было? Христос как воскресший Человек здесь занимает своё место как второй Человек, родоначальник нового рода. Он был с неба, и здесь Он последний Адам. Бог сотворил первого человека, Адама, «из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Это требовалось для жизни на земле. Здесь стоит последний Адам, второй Человек, воскресший из мёртвых. Он уже велел Марии передать братьям эти слова: «Я иду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». (Ин. 20:17). То есть Он собирался разделить своё место с ними. И что он делает теперь? Он претворяет в жизнь то, что пообещал им в главе 14: «Ещё немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:19-20). Он вдохнул в них свою собственную победную жизнь воскресения. Это жизнь воскресшего человека, которая передана Святым Духом и которой можно наслаждаться посредством Святого Духа. Как второй Человек, последний Адам, Он передаёт свою собственную жизнь.

Он является первородным среди многих братьев, и они объединены с Ним в Его новом месте. Всё это осуществляется Святым Духом. Здесь мы читаем о том, что Он дунул на них, а затем, в главе 2 книги Деяния апостолов, об абсолютном даре Святого Духа. «Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями» (Евр. 2:11). Но здесь сам Христос отождествляет своих братьев с собою и передаёт им свою собственную жизнь и место перед Богом как воскресший Человек. Из этого мы можем понять слова: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4).

Если мы сейчас обратимся к восьмой главе Послания римлянам, мы увидим, что здесь содержится множество наставлений относительно Духа Божьего, на которые я хотел бы обратить внимание. У меня нет сомнения, что истина, по действию Господа, когда Он дунул на учеников и сказал: «Примите Духа Святого», раскрывается в первых одиннадцати стихах главы 8 Послания римлянам. Это Дух как жизнь. Это ещё не Дух как сила. В этой главе рассматривается два аспекта истины, что касается Духа Божия, — Дух как жизнь и Дух как сила. О Духе как жизни, природе и нравственной силе во Христе говорится до одиннадцатого стиха, а после этого речь идет уже о Святом Духе как Божественной личности, живущей в христианине как силе наслаждаться новыми отношениями с Богом, познанным в качестве Отца, а также чтобы он мог жить святой жизнью на земле.

«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе, потому что закон духа (скорее: Духа) жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (скорее: Духу). Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу (скорее: Духу) — о духовном (скорее: о том, что от Духа). Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные (скорее: помысел Духа) — жизнь и мир» (Рим. 8:1-6).

Обратите внимание на последние слова. Это не тот мир, о котором говорится в пятой главе, — то есть мир, приходящий на основании прощённых и смытых грехов. Здесь подразумевается то, что в Святом Духе мы имеем жизнь и мир. То, что является для нас истиной во Христе объективно, также истинно для вас и меня субъективно. Он сказал, будучи на земле: «Я... истина» (Ин. 14:6). Почему же в другом месте сказано: «Дух есть истина»? (1 Ин 5:6). Всё, что принадлежит мне как верующему, истинно для меня во Христе. Это объективная сторона данного вопроса. Но Дух, живущий в христианине, переводит всё это в практическую плоскость, и Христос действительно формируется в нём и отражается практическим способом. Христос — это моя жизнь, мой мир, моя радость, моё искупление, моё освящение — Он моё всё. Кроме того, Бог и Отец Господа нашего Иисуса также является нашим Богом и Отцом. «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал. 4:6). Итак, в этом случае Святой Дух рассматривается как Божественная личность, живущая в верующем.

Но здесь Господь дунул на них, потому что они должны иметь жизнь в Духе. В главе 2 книги Деяния апостолов Святой Дух сходит и живёт в них, производя в них всё благое. Должно было пройти пятьдесят дней, прежде чем эти ученики смогли познать это чудесное благословение. Я не знаю, нужно ли, чтобы прошло пятьдесят минут в вашем или моем случае, прежде чем, по-настоящему уверовав в Иисуса, мы получили бы Святого Духа. Это можно четко увидеть на примере Корнилия (Деян. 10). Дух Божий даёт нам узнать, что значит быть прощенным, понять, что Христос — это наша жизнь, и что Он приходит и живет в верующем. Дух это жизнь в вас, и Дух это также сила.

Полномочия церкви

Далее мы подходим к отрывку, который, по моему мнению, к большому сожалению, трактуется совсем неправильно. Основываясь на нëм, Римская церковь и некоторые из еë дочерей выстроили ужасную доктрину, согласно которой прощение грехов в контексте вечности находится в руках так называемой Церкви — фактически же в руках духовенства. С другой стороны, протестанты вообще избегают этого ясного и полезного учения и совсем его не используют. Итак, читаем, что Господь сказал своим ученикам, собранным вместе: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). Конечно, эти слова имеют бóльший охват, чем события, описанные в главе 20 Евангелия от Иоанна. Я не сомневаюсь, что это указание является одновременно индивидуальным и коллективным. Господь словно говорит: «Я оставляю вас на земле, чтобы вы могли действовать в плане земного управления вместо Меня». В первую очередь это связано со свидетельством о прощении грехов, которое должно проповедоваться в Его имени. Я считаю, что не только те, кто тогда слышал эти слова Господа, но каждый, в равной степени вы и я, ответственны за то, чтобы нести людям сладкую новость о прощении грехов. Здесь не стоит вопрос о том, что мы прощаем их грехи для вечности. Только Бог может это сделать. Что же касается нас, то мы живем на земле, где Христа больше нет, и зная, что Он совершил, должны выходить евангелисты — а все христиане должны иметь сердце евангелиста, — провозглашая людям радостное известие о прощении. Обратите внимание, что такое свидетельство доверено не только в руки проповедников. Это не был вопрос, поднятый в тот вечер перед проповедниками. Господь обращался ко всем собравшимся: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Если вы лично пережили прощение, вы можете говорить о нëм так же, как и кто-либо другой.

Но здесь есть ещё кое-что: «... на ком оставите, на том останутся». Церковь — собрание святых как таковое — имеет полномочия по этому вопросу в плане земного управления. Тщательно проанализируйте описанное в главе 2 книги Деяния апостолов.

Более ста двадцати учеников собрались вместе, и Дух Святый сошел в день Пятидесятницы: Пётр проповедовал в тот же день, говоря: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Что тогда случилось? Три тысячи человек приняли слово, крестились, а потом пришли к ста двадцати, и практически сказали: «Мы хотели бы занять своё место вместе с вами», и ученики публично признают их грехи прощенными. Покаявшиеся освобождаются от них на основании того, что они были прощены Богом, и верующие протягивают им руку общения. В главе 4 мы читаем, что таковых было пять тысяч.

На земле была небольшая группа людей — церковь Божья; они были рождены от Духа, омыты кровью Сына Божьего, Дух Божий пребывал в них, и они являлись одним телом. Они знали, что такое прощение, и наслаждались миром, и когда три тысячи пришли и сказали: «Мы хотим быть с вами», они приняли их в имени Господа, приняли в свою среду, и таким образом в церковь Божью ежедневно прибавлялись спасённые (Деян. 2:47). Об учениках, недавно переживших прощение, мы читаем, что они «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Они жили в единстве, радости и счастье, которыми характеризовалось общение, что имели верующие того времени.

Мне кажется, что наставления Господа здесь может быть применено к отдельной личности, через отдельную личность, или всею церковью, которая, с одной стороны, может сказать: «Войди», или, с другой стороны: «Нет, мы не позволим тебе войти». Существует множество примеров применения этого принципа в книге Деяния апостолов. Обратившись к главе 8, мы можем предположить, что Филипп думал, что он получил замечательного верующего в Симоне, являвшегося колдуном, и позволил ему присоединиться к обществу. Но когда пришли Пётр и Иоанн, они распознали его истинное состояние, которое не позволяло ему иметь никакой «части и жребия» со святыми, и извергли его из церкви. Имя Господа Иисуса даёт право каждому самому простому и смиренному христианину, который верит в Его имя и стремится жить достойной Его жизнью, присоединиться к собранию, собранному к Его имени. Это имя также дает полномочия держать за пределами церкви всех, кто не ходит в практическом благочестии.

Всё, что мы могли рассмотреть, ярко описывает то, какие удивительные переживания имели ученики. Это было невероятно, когда они могли прийти домой и сказать: «Мы видели Господа». Это так же касается и нас. Если мы видели Господа, и если наши сердца присоединились к Нему, мы должны больше соответствовать Ему, чтобы прожить свою жизнь для Него. И учтите, что это требование касается каждого из нас. Здесь речь не идет о проповеди. Речь идет о том, что мы пришли с небес — ведь как дети Божии мы принадлежим небесам, и мы уполномочены нашим Господом жить здесь для Него и нести другим людям сладкую весть о Его любви и благодати. Мои братья, да поможет нам Господь делать это, пока мы идем своей земной тропой. Если же мы не в состоянии жить, имея ноги обутыми в готовность благовествовать мир, тогда мы можем быть уверены, что мы потеряем благословение для наших душ и принесём мало пользы другим. Господь учит нас и хочет, чтобы наши сердца были ближе к Нему.